Краткий перечень и характеристика основных этапов развития гостиничной индустрии в России

 

Время Характеристика
XI-XIII вв. Возникновение постоялых дворов (ям) для отдыха гонцов и смены лошадей, располагающихся на рас­стоянии конного прогона (70—100 км)
XV в. Создание многочисленных почтовых станций, ко­торыми ведал Ямской приказ
XV-XVII1 вв. Строительство гостиных и постоялых дворов, трак­тиров с номерами, расширение их функций (тор­говля, коммерческие и купеческие сделки), рассе­ление в них иностранных гостей по национальному признаку: в Москве гостиные дворы - «аглицкий» «свейский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде - «немецкий», «голландский». Русские гостиные дворы - это не только помещения с гостиницами, но и торговые ряды, лавки, склады. Часто они имели стены, башни, выездные ворота (пример - Калужский гостиный двор, сохранив­шийся до наших дней)
1818 г. В Москве функционируют 7 гостиниц
1878 г. Образование товарищества «Большая Московская гостиница» - пятиэтажный дом с рестораном и роскошным садом (организатор - купец Н. И. Корзинкин)
1890 г. Строительство гостиницы «Европа» с рестора­ном на ул. Неглинной, гостиницы «люкс» («Цен­тральная»)
Начало XX в. Строительство гостиниц «Балчуг», «Метрополь»
1910 г. В стране функционируют 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов, трактиров с номерами (для имущих), ночлежек и меблированных комнат (для малоимущих)
1917-1922 гг. Национализация гостиниц, передача их в ведение местных Советов, создание коммунальных гостиниц
1935 г. Строительство гостиницы «Москва»
1940 г. Гостиницы построены в 669 городах
1941-1945 гг. Огромный ущерб гостиничному хозяйству
50-60-е гг. XX в. Восстановление, реконструкция, строительство но­вых гостиниц
1960 г. 1476 гостиниц в 1364 городах СССР
60-70-е гг. XX в. Вводится в эксплуатацию более 6 тыс. новых гос­тиниц, в том числе «Золотой колос» (4000 мест), «Ярославская» (2000 мест), «Турист», «Алтай», «Восток» (по 2400 мест), «Заря» (3000 мест), «Останкино» (1700 мест), «Ленинградская» (500 мест), «Украина» (1660 мест), «Пекин» (350 мест), «Южная» (830 мест), «Юность» (205 мест), «Урал» (600 мест), «Минск» (560 мест), «Россия» (5350 мест)
Конец 70-х -80-е гг. XX в. Строительство гостиниц к Олимпиаде-80: «Кос­мос», «Измайлово», «Салют», «Севастополь», «Спорт», «Молодежная», «Международная», «Звездная», «Саяны», «Восход» и др.
90-е гг. XX в. Строительство гостиниц международного класса (в основном в Москве и Санкт-Петербурге) с уча­стием иностранного капитала, в том числе принад­лежащих международным гостиничным цепям и объединениям. Приватизация гостиниц, переориентация их на дру­гие виды деятельности (под офисы и т. д.). Разорение гостиниц (загородных, в регионах)

 


 

После промышленной революции в конце XVIII в. и особенно в XIX в. с появлением пароходов и паровозов, же­лезных дорог, большого числа состоятельных людей, а также с развитием массового туризма гостиничное хозяйство претер­певает существенные изменения. Резко возросшие потоки ми­грантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, а через некоторое время обратный ностальгический поток путешествующих к родным местам бывших переселен­цев, поток деловых людей, новых промышленников, перени­мающих опыт создания технических новинок, новых торговцев, а также резкое увеличение населения создают предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии.

А с появлением глубокозаинтересованных талантливых людей, пришедших в гостиничный бизнес (в России - купец Н. И. Корзинкин и др., в Америке - Элсворт М. Статлер, Кон­рад Хилтон, Эрнст Хендерсон, Д. Уиллард Мариотт, Кэммон Уилсон), гостиницы приобретают современную суть и разно­образие.

Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное деся­тилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индуст­рии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор Услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху и т. д. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназна­ченных для так называемого целевого потребителя.

Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торго­вых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сер­виса и повышению качества услуг.

Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сег­ментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гости­ниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.

Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники - новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, износостойких, изящных и т. д.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безо­пасности и комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных технологических систем, компью­терных систем и сетей бронирования и резервирования мест).

Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века.