История возникновения и развития психодраммы.

Психодрама

Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений о сущности психодрамматического метода.

Учебные задачи занятия:

- обучение теоретическим основам психодрамматического метода.

Методические задачи занятия:

- передача практического опыта проведения сессий психодраммы.

- грамотное подбор и применение адекватных техникпри подготовке и проведении психодраммы

Воспитательные задачи занятия:

- формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности психолога, раболтающего в русле психодрамматического направления;

План лекции.

1. История возникновения и развития психодраммы.

2. Цели и задачи психодраммы.

3. Основные понятия.

4. Классическая процедура психодраммы.

5. Формы и виды психодраммы.

6. Основные компоненты.

7. Фазы психодрамматического действия.

8. Техники психодраммы.

9. Психогимнастика как разновидность психодраммы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – Минск, Выш. Шк., 2003.

2. Лоуэн А. Язык тела. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 1998.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского/. – СПб., Питер, 1998.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика (издание 2-е, дополненное). – СПб., Питер, 1998.

6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Институт Общегуманитарных Исследоаний, 2000.

7. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Составитель Баскаков В.Ю. – М., НПО Психотехники, 1993.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Практикум по танцевально-ориентированной терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.

2. Райх В. Функция оргазма. – М.: Просвещение, 1997.

3. Артур Робер Основные термины и понятия по психологии и психотерапии. Т. 1, Т. 2. – М., ВЕЧЕ АСТ, 2003.

Начало нашего века — период бурного экспериментирования в социальной сфере, интенсивной перестройки социальных структур. Человечество стало рефлексировать себя как динамическую систему, и в науке открылась продуктивная возможность изучения личности как элемента социума. Создателя психодрамы Я.Морено вдохновляла идея рассмотрения человека в его связях с другими людьми, ми­ром, космосом. Единица анализа в его концепции — социаль­ный атом — человек в отношениях с окружением.

Развитие и функционирование личности осуществляется через принятие и исполнение роли. И психотерапия строилась как драматическое действие. А.Шопенгауэр писал, что драма является самым совершенным отражением человеческого бытия. У каждого человека во внутреннем плане время от времени разыгрываются диалоги, в которых он исполняет все роли: праведника и искусителя, обвинителя и обвиняемого, любящего и ненавидящего. Жизнь невротика действительно напоминает пьесу, которая не им создается. Более того, он считает, что должен выучить свою "роль" наизусть, иначе его ждет провал

Как гласит мудрый китайский афоризм: "Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позво­лять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сце­ной".

Счастье человека зависит от того, что делает человек в пьесе жизни: чувствует ли он себя ее автором, задает ли жанр, пишет ли для нее музыку. Так же и для счаст­ливого человека жизнь загадочна и прекрасна в своей спон­танности. Импровизация, спонтанность — главные атрибуты жизни.

До Я.Морено психотерапия была кропотливым трудом, священнодействием психотерапевта, расшифровывающим тай­нопись бессознательного. Я.Морено увидел ее как игру, импровизацию. Для него психотерапия ассоциировалась не с археологическими раскопками, а с театром. В психодраме терапия не окутывалась сумраком тайны, а вышла на свет. Поэтому в психотерапии возникла сцена, помимо психотера­певта в ней появились другие люди.

Главное средство психодрамы — проигрывание событий субъективной реальности. Особая ценность игры для психотерапии состоит в том, что она соединяет в себе свобо­ду и направленную ориентацию, реальность и фантазию, дей­ствие и символ.