Якоб Нильсен о том, как писать тексты для сайта
Якоб Нильсен о том, как читают пользователи
Якоб Нильсен в своей книге «Веб-дизайн» («Символ», Санкт-Петербург, 2000) ссылается на исследования, которые показали, что чтение с экрана монитора происходит на 25% медленнее чтения печатного листа.
Значит, только в силу этого фактора необходимо уменьшать количество текста на странице минимум на 25%.
В статье «Как читают web-пользователи?» Якоб Нильсен пишет (перевод Александра Качанова):
А никак! Они вообще редко читают веб-страницы слово за словом; вместо этого они просматривают страницу, вычитывая отдельные слова и предложения. В недавно проведенном исследовании, я и Джон Моркес обнаружили, что 79% принимавших участие в тесте, встречаясь с новой страницей, всегда её только просматривали, и лишь 16 процентов участников читали каждое её слово. Как вывод, веб-страницы следует писать так, чтобы их было легко просматривать. Для этого используйте: q выделения ключевых слов (гипертекстовые ссылки могут служить одним из видов выделения); q грамотно составленные (а не навороченные) подзаголовки; q списки с маркерами; q один абзац на одну идею (пользователи пропустят все остальные идеи, если их не привлекут ключевые слова абзаца); q стиль перевернутой пирамиды в написании текста, где статья начинается с заключения; q меньшее количество слов, чем в обычной статье. |
Якоб Нильсен рекомендует использовать для текстов на сайте стиль «перевернутой пирамиды»: сначала главный вывод, затем обоснования.
Пользователь, склонный не к чтению, а к просмотру страниц, может не добраться до вывода, если поместить вывод далеко от начала страницы.
Ниже приводятся выдержки из статьи Якоба Нильсена «Перевернутые пирамиды в киберпространстве» (перевод Александра Качанова).
Одной из вредных профессиональных привычек человека, имеющего степень доктора наук, является сильная привязанность к традиционному стилю представления информации. Я обычно пишу так, как меня учили писать: начать с основ, а затем постепенно идти к заключению. [...] Журналисты же давно пользуются обратным методом: свои статьи они начинают с сообщения читателю вывода («После долгих обсуждений, собрание постановило повысить налоги на 10 процентов»), после чего сообщают самую важную информацию, а в конце дают подоплеку события. Этот стиль написания статей называется «Перевернутая пирамида» по той простой причине, что он переворачивает традиционный стиль написания с ног на голову. Такой стиль хорош для газет потому, что читатели могут остановиться в любой момент чтения, и всё равно у них в голове останется вся самая важная информация, данная в статье. В Web-е стиль перевернутой пирамиды становится ещё более важным, так как мы знаем на основании нескольких исследований, что пользователи не прокручивают страницы. Поэтому они часто ограничиваются чтением верхней части статьи. Лишь самые заинтересованные читатели прокрутят страницу, и лишь эти немногие увлеченные души достигнут основания пирамиды и получат в награду всю вашу историю во всех её деталях. |