Извлечение информации из информационных массивов.

Планирование поисковой процедуры.

Этап формулировки и уточнения запроса традиционно играет ведущую роль. От того, насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть последующий выбор информационных ресурсов.

Уточнение информационной потребности и формулировка запроса.

Этапы информационного поиска

Совокупность ключевых слов из текста запроса пользователя, преобразованных в форму информационно-поискового языка, составляет его поисковое предписание, которое вводится в компьютер для проведения и реализации информационного поиска

Поиск информации - в узком смысле - процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющих заранее определенному условию поиска (запросу).

- в широком смысле - последовательность операций, направленных на предоставление информации заинтересованным лицам.

Информационный поиск различают в зависимости от цели – адресный и семантический (тематический).

Адресный информационный поиск – нахождение документов по формальным признакам, указанным в запросе потребителя.

Семантический информационный поиск – нахождение документов по их смыслу, содержанию. Он предусматривает перевод содержания информационного запроса документа с естественного языка на информационно-поисковый язык (ИПЯ), т.е. составление поискового образа документа (ПОД), поискового предписания и их сопоставление при поиске.

Побудительная причина информационного поиска – информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса.

Совокупность ключевых слов из текста документа, переведенных в форму информационно-поискового языка, составляет его поисковый образ, который вводится в ЭВМ для формирования ее информационной базы.

Цель поиска и его стратегия зависят от типа поисковой задачи, определяемой, в свою очередь, характером информационного запроса.

Стратегия поиска – определение последовательности операций, осуществляемых в процессе информационного поиска, с целью повышения его эффективности.

В соответствии с этим можно выделить следующие этапы информационного поиска:

В общем случае информационный поиск состоит из четырех этапов:

Основная цель данного этапа – определение путей и способов рационального решения поисковой задачи. Он включает в себя разработку общей программы поиска, предусматривающей выполнение выявленных на 1-м этапе наборов требований.

4. Ознакомление пользователя с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Выявив часть документов путем проведения поиска в первичном круге информационных ресурсов, целесообразно провести просмотр и оценку полноты полученной информации. Далеко не всегда пользователю нужна вся информация по заявленной теме. Часто ему достаточно лишь нескольких авторитетных источников. На этом этапе формируется список документов и проводится проверка на дублетность. Однако в том случае, если полнота полученной информации недостаточна, следует провести дополнительный поиск информационных ресурсов.

При проведении поиска документов необходимо иметь возможность как сузить, так и расширить запрос. Как правило, поиск действительно нужной пользователю информации представляет собой состоящую из ряда шагов деятельность, в процессе которой пользователь формулирует некоторые запросы, анализирует полученную выборку (результат выполнения запроса), на основании анализа уточняет свое понимание структуры базы данных и возможностей поискового аппарата информационной системы, свои информационные потребности и формулирует новый запрос (уточняет старый).