Электронное правительство - система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.
Электронное правительство — это правительство, в котором вся совокупность как внутренних, так и внешних связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-компьютерными технологиями. При этом под термином «правительство» понимают властные структуры всех уровней.
Необходимо понимать, что электронное правительство — это не механическое соединение информационных технологий и правительства. Это новая философия государственного управления, поэтому для реального воплощения этой идеи в жизнь необходима разработка соответствующей законодательной базы. Первые шаги в этом направлении в Республике Беларусь уже сделаны. Получили правовой статус электронные документы и цифровая подпись.
В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2009, № 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» создание электронного правительства отнесено к приоритетным направлениям развития информационного общества в Республике Беларусь.
Основная цель построения в республике электронного правительства − создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам.
В результате информатизации государственного управления должно быть обеспечено повышение эффективности реализации следующих основных государственных функций:
управление политическими и социально-экономическими процессами в целях развития производительных сил общества и обеспечения высокого уровня жизни граждан;
защита прав и свобод личности;
оказание государственных услуг населению и экономическим агентам (субъекты хозяйствования, финансовые учреждения, некоммерческие организации, домашние хозяйства);
обеспечение национальной безопасности.
Благодаря использованию ИКТ в работе государственных органов становится возможным:
реинжиниринг управленческих бизнес-процессов и административных регламентов;
совершенствование организации труда (переход на электронный документооборот, технологии дистанционного взаимодействия и тому подобное);
получение необходимой для принятия управленческих решений информации и применение средств ее аналитической обработки;
предоставление электронных услуг через различные среды доступа путем использования современной сетевой инфраструктуры;
обеспечение оперативной связи между управленческими структурами и общественностью.
Для создания электронного правительства необходимо решение следующих задач.
Создание единой защищенной ИКИ, включающей:
корпоративную интранет-сеть государственных органов, объединяющую локальные сети республиканских, областных и районных органов;
систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов на основе базовых - Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);
эффективную инфраструктуру доступа к внешним информационным ресурсам для населения и юридических лиц, направленную на снижение уровня регионального и социального "цифрового неравенства".
Создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями, путем:
определения перечня базовых (наиболее востребованных) электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено всем заинтересованным к 2015 году;
проведения реинжиниринга бизнес-процессов и оптимизации административных регламентов в организациях, предоставляющих электронные услуги;
обеспечения развития ИКИ для оказания электронных услуг с использованием различных средств доступа (Интернет, инфокиоски, центры обработки вызовов, мобильные сети, интерактивное цифровое телевидение);
разработки нормативной правовой базы для предоставления электронных услуг.
Создание системы электронных государственных закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд, включающей:
онлайновые каталоги, электронные торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий;
интернет-систему проведения конкурсов с подачей заявок и формированием контрактов в электронном виде, а также механизмами автоматизированного контроля и аудита.
Создание системы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ.
Внедрение ИКТ в систему государственного управления обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы государственного управления в целом[21].
Создание информационного общества связано с процессами информатизации всех сфер общества, что наряду с определенными достоинствами, имеет и ряд недостатков. Требует внимания и анализа появление новых угроз, порожденных сетевой информационной революцией, физическому, психическому и социальному здоровью людей.
Некоторые исследователи информационного общества, например, японский ученый Е Масуда говорят о возможности появления нового воинствующего, тоталитарного класса, так называемой меритократии, которая может сконцентрировать в своей собственности основные информационные ресурсы и все более контролировать бизнес и государство.
К другим недостаткам информационного общества относится опасность виртуализации социальных отношений, которую исследует в своей книге Д.В.Иванов[22]. Хотя информатизация является прогрессивным направлением развития общества, но как любой социальный процесс, она должна происходить в рамках определенной меры. Выход за границы которой чреват негативным, регрессивным движением.
Так, необходим контроль над общим объемом и качеством информации, располагаемой обществом, а также за согласованностью и совместимостью различных технических средств обработки информации. Становление информационного общества в стране требует координации усилий различных ведомств. Необходимо устранить дублирование информации, создать единое информационное пространства Республики Беларусь.
Недопустим технократический подход к решению информационных проблем, когда этими проблемами занимаются технические специалисты, производители и пользователи информационной техники, а не потребители информации.
Важной и непростой проблемой информатизации общества является воздействие ИКТ на здоровье человека, что связано, в частности, электромагнитным излучением. Совершенствование информационных технологий предполагает снижение негативного воздействия на организм человека технических устройств. Поэтому очень важно приобретать и использовать средства ИКТ последних поколений. Но при этом все равно необходимо ограничивать использование компьютеров детьми и людьми с нарушениями здоровья. Так, например, во Франции, ради сохранения здоровья нации, к пользованию компьютерами не допускаются дети младших классов.
Возрастание значения информационных процессов в обществе имеет и еще одно отрицательное следствие – это навязывание средствами массовой информации, посредством современных технических средств, определенных стереотипов поведения. Согласно данным социологических исследований, около 80 % людей воспринимают информацию с телеэкрана некритически. Это может оказать отрицательное влияние на нравственное состояние общества, повлиять на формирование моральных ценностей у молодежи, а иногда нанести и материальный вред.
Вспомним, например, рекламу печально знаменитой финансовой пирамиды МММ, сумевшей с помощью телевидения и других средств массовой информации обмануть тысячи людей, лишившихся своих финансовых средств
С развитием информационных технологий, распространением персональных компьютеров и другой информационной техники должна повышаться общая культура человека, создаваться благоприятные условия для самостоятельной выработки им своего мировоззрения и жизненных позиций по различным вопросам.
Развитие современных информационных технологий вызвало появление такого негативного явления как информационная преступность.
Информационная преступность – противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.
Таким образом, информационные процессы вызывают необходимость развития и совершенствования информационного законодательства, которое представляет собой совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
С информационным обществом связывают будущее своих стран многие руководители государств и общественные деятели.
Главная роль в том, чтобы происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИКТ практически во все сферы жизни, контролировались и направлялись в интересах всего общества, принадлежит государству. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.
· Администрации Президента США – национальная информационная инфраструктура;
· Совета Европы – информационное общество;
· Канады, Великобритании – информационная магистраль.