Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многообразие общественных процессов Гегель представляет как развитие различных форм духа. Что такое дух? Дух, по Гегелю, есть та же абсолютная идея, но обогащенная в ходе своего диалектического развития. Дух имеет природу в качестве своей предпосылки, но не порождается ею. «Он сам порождает себя из тех предпосылок, которые он сам себе создает, - из логической идеи и внешней природы, в одинаковой мере являясь истиной и той и другой».
Дух, по Гегелю, с самого начала своего существования уже является духом, хотя сам об этом пока не знает. Дух стремится познать себя самого и историю своего возникновения, поэтому он устремлен в прошлое, где скрыта тайна его бытия. Процесс самопознания духа есть процесс диалектического становления духа, который проходит три ступени. В соответствии с этим «Философия духа» имеет три раздела: 1) учение о субъективном духе, 2) учение об объективном духе, 3) учение об абсолютном духе.
Учение о субъективном духе. Этот раздел посвящен характеристике индивидуального сознания и имеет три части: антропологию, феноменологию, психологию.
Антропология рассматривает дух в его телесности, т. е. душу. Душа имеет три формы: 1) природная душа, 2) чувствующая душа, 3) действительная душа. Природная душа есть субстанция духа и она живет общей планетарной жизнью. Жизнь Солнечной системы и Земли оказывают влияние на человека, но «для духа как такового их значение ничтожно». Чувствующая душа обладает способностью идеального воспроизведения реальности. Действительная душа уже овладевает своими ощущениями и чувствами, управляет телом. Вертикальное положение отличает человека от животных. Но оно не дано человеку от природы. Он выпрямляется энергией своей воли. Гегель отмечает огромную роль руки в жизни человека: «Рука, в особенности кисть руки, человека есть… нечто только ему свойственное; ни одно животное не имеет такого подвижного орудия деятельности, направленного вовне. Рука человека, это орудие орудий, способна служить выражением бесконечного множества проявлений воли».
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное сознание. Самосознание характеризуется Гегелем как истина и достоверность самого себя. Он пытается показать, что процесс сознания есть одновременно и процесс истории. В ходе своего развития сознание проходит всю историю родового опыта, т. е. опыта всего человечества. Гегель отстаивает общественную природу сознания, критикует теории, рассматривающие человека только как природное существо. Разум проходит три ступени в своем развитии: наблюдающий разум, практический разум, добродетельный разум. Наблюдающий разум стремится найти себя во внешних предметах. Он переходит от одного объекта к другому и нигде не находит действия закона. И Гегель делает вывод о том, что закон как выражение отношения между явлениями природы невозможен. Поэтому естествознание не имеет истинного познания, такое доступно только философии. Практический разум пытается реализовать свои благородные цели, улучшить мир. Здесь Гегель осуждает стремление к переустройству общества. Добродетельный разум хочет не улучшения мира, а борьбы с ним. Он выступает против общего хода вещей, противопоставляет ему свои идеалы и цели и требует отказа от чисто индивидуальных целей.
Психология. Здесь противоположность идеального и реального снимается, и дух рассматривается в полном отрыве от материального. Психология исследует: теоретический дух, практический дух, свободный дух. В разделе «теоретический дух» Гегель анализирует восприятие, представление, мышление. Он подчеркивает деятельную сторону познания, отмечает единство теоретической и практической деятельности в познании. В разделе «практический дух» он исследует чувства, влечение, произвол. «Без страсти никогда не было и не может быть совершено ничего великого». На ступени «свободного духа» воля достигает действительной свободы в единстве теоретического и практического духа.
Учение об объективном духе.В этом разделе Гегель излагает свои взгляды на социально-историческую жизнь общества. Раздел имеет три части: абстрактное право, мораль, нравственность.
Абстрактное право рассматривает проблему свободы личности. Свою реализацию свобода личности находит, прежде всего, в праве собственности. Однако он упускает из виду другую сторону отношения личности и частной собственности. Дело в том, что человек, владеющий собственностью, не только получает свободу в сравнении с неимущим, но своим владением собственности он прикрепляется к ней и тем самым ограничивает свою свободу.
Мораль. На этой ступени личность становится субъектом свободной воли и здесь впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Гегель считает поступком только то действие, в котором есть вина. Человек несет ответственность только за то, что он сделал, зная обстоятельства. Гегель высоко ставит жизнь человека и считает право на жизнь абсолютным правом. Если жизнь человека может быть поддержана, например, кражей куска хлеба, то это действие, по Гегелю, нельзя квалифицировать как обыкновенное воровство. Мораль, по Гегелю, не дана человеку от природы. Человек не добр от природы, но может стать таковым, работая над собой.
Нравственность есть высшая ступень развития объективного духа. Непосредственно нравственность проявляется в семье, гражданском обществе и государстве.
Семья, по Гегелю, есть «непосредственная субстанциальность духа». В ней он выделяет три стороны: брак, семейную собственность, воспитание детей. Гегель отвергает понимание брака либо только как полового отношения, либо только как любви, либо только как гражданского контракта и определяет брак как «правовую нравственную любовь». Брак он считает нерасторжимым, потому что цель брака носит нравственный характер, и она столь велика, что по сравнению с ней все остальное представляется подчиненным ей. И тем не менее развод должен быть дозволен, но закон обязан затруднять осуществление этой возможности в целях сохранения право нравственности от случайного желания. Имущество семьи он считает совместным, но право распоряжения и управления им должно принадлежать мужу, так же как представительство в качестве правового лица перед другими правовыми лицами.
Право детей состоит в получении в семье питания и воспитания, а обязанности – быть послушными родителям и оказывать им помощь в семейных заботах. Гегель подчеркивает, что дети «не принадлежат как вещи ни другим, ни родителям». Он уверен, что превращение ребенка в самостоятельную и свободную личность требует развития в нем чувства подчиненности родителям и всем, стоящим выше их.
Гражданское общество, по Гегелю, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Основными элементами гражданского общества являются: 1) система потребностей, 2) отправление правосудия, 3) полиция и корпорация. В гражданском обществе появляются неравенство, роскошь, нищета. Возникает противоречие между трудом и капиталом, которое коренится в самой природе гражданского общества. Гегель приходит к неутешительному выводу о невозможности разрешения противоречия между трудом и капиталом в рамках гражданского общества и считает, что наилучшим средством против бедности является «предоставить бедных их судьбе и дать им возможность открыто нищенствовать».
В гражданском обществе Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (земледельцы – дворяне и крестьяне), 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), 3) всеобщее (чиновники). Общим началом в обществе является право, охраняющее труд и собственность граждан и устанавливающее обязательные для всех нормы поведения. Так личность и собственность получают законное признание, договоры не нарушаются, а преступление влечет за собой законное наказание. Применение закона к случаям нарушения правовых норм – дело суда.
Государство представляет собой идею разума, свободы и права. Оно не создано для обеспечения охраны свободы личности и собственности, оно «есть действительность нравственной идеи». Индивид существует и нравственен лишь постольку, поскольку он член государства. Основанием государства является народный дух, живущий в гражданах и достигающий в них высшего самосознания. Лучшей формой государства Гегель считает конституционную монархию с разделением властей. Он выделяет три ветви власти: 1) власть государя, 2) правительственную власть, 3) законодательную власть.
Главой государства, представителем государственного суверенитета является монарх, власть которого ограничена. Монарх самостоятельно не может принимать никаких ответственных решений. Он только санкционирует решения, подготовленные компетентными представителями его администрации. Монарх, по Гегелю, «должен лишь сказать да и поставить точку над i».
Задача правительственной власти, куда относится и судебная, – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.
Законодательная власть не должна выражать мнение народа, потому что народ не знает, чего он хочет. Вместо народного представительства в законодательном собрании Гегель предлагает представительство сословий, которые снимают противоречия, возникающие между правительством и народом. Он считает, что изменение государственного строя, которые при определенных условиях оказываются неизбежными, должны носить постепенный характер и быть настолько малыми, что люди их как бы не замечают.
Гегель по существу обожествляет государство. Он отстаивает принцип абсолютного суверенитета государства, над которым нет судей. Поэтому спор между государствами может быть решен с помощью войн, а нравственная обязанность граждан жертвовать жизнью и имуществом ради государства.
Философия истории. Здесь объективный дух рассматривается на той ступени его развития, когда он вышел за границы данного народа и движется на почве всемирной истории, где должны быть разрешены противоречия, оказавшиеся не разрешенными в рамках конкретного государства. Цель «Философии истории» - объяснить настоящее, исходя из прошлого. При анализе истории Гегель выделяет три основные категории: изменение, возвращение молодости, разум. Изменение – это закон истории. Здесь все постоянно меняется, преобразуется, совершенствуется. Устаревшие, отжившие общественные формы сменяется новыми, передовыми, более полно отвечающими изменившимся условиям. Развитие в обществе идет через борьбу. Духу приходится преодолевать самого себя, вести бесконечную борьбу против себя самого.
В категории «возвращение молодости» Гегель показывает направленность исторического процесса. В истории осуществляется постоянное поступательное движение с повторением пройденного, но на более высоком уровне.
В истории все подчинено разуму и всемирно-исторический процесс совершается разумно. «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга», - пишет Гегель. В действиях отдельного народа преобладают конечные цели, во всемирной истории господствует разум. Мировая история является воплощением разума как формы самопознания духа. Эта мысль Гегеля четко выражена в его знаменитом положении: «Все действительное разумно; все разумное действительно». Однако не все существующее обязательное наделено статусом разумности. Ведь в истории есть и хорошее и плохое, справедливое и несправедливое, поэтому Гегель связывает разумность с объективной необходимостью. Общественная форма является разумной до тех, пока она соответствует необходимости, а как только необходимость в ней отпала, старая форма должна уступить место новой, соответствующей изменившимся условиям.
Далее Гегель рассматривает роль личности в истории. Люди есть орудия мирового духа, через их действия проявляется деятельная природа самого духа. Он делить всех людей на две категории: 1) воспроизводящие индивиды, 2) всемирно-исторические индивидуумы. Первые преследуют свои личные цели, но своей деятельностью создают все необходимые условия для жизни общества, благодаря их работе сохраняется и воспроизводится все созданное человечеством. Всемирно-исторические индивидуумы, или великие личности, являются, по Гегелю, «доверенными лицами всемирного духа» и творят историю, исходя из запросов исторической необходимости. Появление великой личности не является делом случая, а вполне закономерно.
Далее Гегель рассматривает проблему отрицания в историческом развитии. Новый дух не находит удовлетворения в новой действительности. «То, чего он хочет, еще не существует положительно и потому он стоит на стороне негативного». Ростки нового строя, по Гегелю, до того, как стать в качестве положительного элемента действительности выступают как отрицательная сила, разрушающая негодные условия. Каждый новый строй появляется в результате отрицания старого, поэтому Гегель оправдывает те жертвы и разрушения, которые связаны с утверждением нового строя. Каждый пройденный этап является преходящим, но в целом он есть положительная сторона в ходе всемирной истории. Положительное содержание каждого этапа сохраняется в снятом виде в последующей истории.
Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. История движется с Востока на Запад. Гегель выделяет в истории четыре периода: 1) восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет), 2) греческий мир, 3) римский мир, 4) германский мир.
В странах Востока не было свободы, потому что восточные народы не знали, что человек как таковой свободен. У греков появилось сознание свободы. Но они знали, что свободны только некоторые, поэтому у них были рабы. Задача греческого духа – формирование прекрасной индивидуальности, которая находит свое выражение главным образом в произведениях искусства. Здесь царит гармония индивидуальных и общественных интересов. Целью римского народного духа было формирование личности как носителя правовых отношений. Человек превращается здесь в абстрактное юридическое лицо. Этим отдельным лицам противостоит один человек – император. Дух здесь разорван и ищет выхода в философии и христианстве. И только германские народы дошли до осознания того, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, что человек свободен как таковой. Это завершающий этап всемирной истории. Решающим шагом в завоевании свободы были Реформация в Германии и революция во Франции.
При переходе от одного этапа истории к другому революция, по мнению Гегеля, является закономерной и не представляет собой нарушения нормального развития человеческой истории. Он дает положительную оценку французской революции, хотя отдает предпочтение немецкой реформации, благодаря которой Германия избежала революции. Он приходит к выводу, что революция вообще невозможна без реформации, что достижение политической свободы возможно только при освобождении совести.
Учение об абсолютном духе.Субъективный и объективный дух обнаруживаются и развиваются в индивидах, обществах и государствах, поэтому они конечны и ограничены в своих формах. Абсолютный дух имеет только одну цель – сделать себя предметом своего исследования и выразить для себя свою сущность, поэтому он свободен и бесконечен. Учение об абсолютном духе есть учение о формах общественного сознания. Гегель впервые в философии сделал их предметом специального исследования и применил к анализу свой диалектический метод. Он считал, что формы общественного сознания связаны между собой и обнаружил их связь с различными сферами общественной жизни. Он считал, что дух развивается как целое, поэтому понять искусство, философию и религию можно только тогда, когда будет установлена и проанализирована их связь с экономическими, политическими, юридическими и другими отношениями людей. Гегель показал, что формы общественного сознания развиваются неравномерно, а прогресс в обществе с антагонистическими классами имеет противоречивый характер. Формами абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Философия искусства. Первой и самой несовершенной формой самопознания абсолютного духа является искусство. Назначение искусства – примирить сознание с действительностью. Для Гегеля искусство не форма осознания действительности, а форма саморазвития понятия. Содержание искусства составляет идея, а ее формой – образное выражение этой идеи. Прекрасное в искусстве – это такая идея, которая оформилась в действительности и вступила с действительностью в непосредственное единство. Искусство он трактует как очеловечивание внешнего мира, как самопроизводство человека в вещах, как одну из форм отношения человека к миру. Он пытается построить теорию искусства на основе исторического изучения различных видов искусства. Смена видов искусства у Гегеля является не случайным, а закономерным процессом. Каждая эпоха имеет свои основные виды и жанры искусства.
Философия религии. По Гегелю, религия не противоположна знанию. В ней излагаются представления о субстанции, внутренней сущности мира, об абсолютном. Но изложены эти представления не в форме мышления, а в форме религиозных верований. Поэтому религия и философия тождественны. Они различаются не по содержанию, а по форме. Религия выражает в форме представлений то же самое содержание, которое философия постигает в форме понятий. Гегель рассматривает формы религии в связи с различными сторонами общественной жизни. Особенно подробно он рассматривает взаимосвязь форм религии с государственным устройством, обычаями, культурой и искусством. Он считает, что в основе религии и государства лежит один и тот же корень, а сферы их деятельности различны. Государство занимается мирскими делами, а сфера религии – сверхъестественное. Государство определяет правовые обязанности людей, религия – их внутреннюю жизнь.
История философииФилософия, по Гегелю, это «мыслящее рассмотрение предметов», это наука, которая ставит своей целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирического материала. Он впервые поставил вопрос о тесной связи философии с конкретно-историческими условиями ее существования. Философия, по Гегелю, есть «современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Философия проникает во все сферы жизни людей и тесно связана с ними. Он первым стал рассматривать историю философии как науку. Поверхностный взгляд на историю философии, по мнению Гегеля, возникает из абстрактного противопоставления истины заблуждению, из недиалектического понимания процесса познания, из неумения уяснить диалектику абсолютной и относительной истины. Этим взглядам он противопоставляет свое диалектическое понимание процесса познания.
Рассматривая различные философские системы, Гегель стремится найти между ними внутреннюю, существенную связь и выявить их закономерную последовательность. Каждая философская система отображает особую ступень в процессе развития идеи, т. е. она ограничена историческими условиями познания и в то же время содержит в себе момент абсолютного. Опровержение философского учения означает, что знание вышло за пределы данного учения. А под опровержением философского учения следует понимать, что «опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение». Каждая новая система философии доказывает односторонность предыдущей системы и превращает ее в один из своих элементов. Потом то же самое происходит с ныне новой системой. Поэтому ни одна из философских систем не исчезает, а сохраняется в философии как момент одного целого.
История философии представляет собой поступательное движение к абсолютной истине, поэтому ее изучение, считает Гегель, всегда сохраняет актуальность. Он пытается обосновать мысль о том, что история философских идей представляет собой закономерный процесс. Движущей силой развития истории философии Гегель называет диалектику форм, внутренние противоречия, содержащиеся в процессе развития философских идей. В этом процессе развития философия вырабатывает одну категорию за другой. Каждая философская система постигает какую-то одну из ступеней абсолютной истины и выражает ее в какой-то категории, центральной для данной системы. Всякая новая система выдвигает не только новый, но и более высокий принцип. Преодолевая недостатки предшествующего философского учения, новая философская система сохраняет ее рациональные моменты и более глубоко раскрывает абсолютную истину. По мнению Гегеля, философия вообще не опровергается. Опровергается только односторонность ее выводов. Ее принципы сохраняются и входят в более высокую философскую систему.
Итак, развитие истории философии заканчивается абсолютным самосознанием. Дух познал себя в адекватной форме, которой, по Гегелю, является его философская система. Выходит, что вся многовековая история человеческой мысли «работала» над различными категориями гегелевской философии.
Противоречие между методом и системой. Диалектический метод Гегеля провозглашает всеобщее и непрекращающееся развитие всего существующего, источником которого является борьба противоположностей. Метод утверждает взаимосвязь, движение, развитие явлений, превращение количественных изменений в качественные, необходимость скачков, прерывов постепенности при переходе от старого качества к новому. Согласно методу, история не может завершиться каким-то идеальным состоянием человечества. Напротив, каждая ступень общественного развития необходима только для определенных условий и со временем должна уступить свое место другой, более совершенной общественной форме. Истина – это не набор раз и навсегда данным нам знаний, а есть длительный процесс развития науки от низших форм знания к все более высоким и сложным. И никогда процесс познания не сможет достичь абсолютного знания, после которого человечеству все бы стало ясно, и познавательная деятельность закончилась бы. Когда Гегель рассматривал предшествующие философские системы, то отмечал их связь с конкретной эпохой и историческую ограниченность содержащихся в них знаний. Свою философскую систему он рассматривает как последнюю ступень развития мирового разума. Эта система отвергает развитие природы, поскольку она только разнообразиться в пространстве и не изменяется во времени. Система ставит предел развитию общества, объявляя прусскую монархию вершиной общественного устройства. Познание завершается постижением абсолютной идеи, которое достигается в гегелевской философской системе.