Критерии научной рациональности в естествознании.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания. Научное знание, согласно рационализму, достигается только посредством разума. Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.

В естественнонаучном познании следует различать такие элементыего структуры, как фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; результаты первоначально концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; философские установки (основания); социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы; стиль мышления.

Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный и ценностный характер. Стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Философские основы науки – это философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Они наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Важным компонентом научной деятельности являются методологические установки познания. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем. По своему содержанию методологические установки – это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования. Система методологических установок характеризует конкретно-исторические особенности естественнонаучного познания.

Методологические установки соединяют познавательный и ценностный аспекты познания. Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Начиная с XVII в., долгое время лидером естествознания выступала физика. В конце XX в. эта роль перешла к биологии.