Информационные технологии обучения (ито)

Т Информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для:

создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога);

• восприятия знаний (деятельности обучаемого);

оценки качества обучения;

всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.

Главная цель информатизации образования состоит "в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".

Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает

в качестве потребителя, пользователя;

в качестве создателя информационных технологий, которые впоследствии используются в самых различных сферах.

Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации - это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.

Классификация образовательных компьютерных систем

В научных центрах и учебных заведениях многих стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования,ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса. Основными видами данных систем являются:

компьютерное программированное обучение -это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ;

изучение материала с помощью компьютерапредполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения;

изучение материала на базе компьютераотличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т. п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

обучение на базе компьютераподразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными;

оценивание с помощью компьютераможет представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе;

• компьютерные коммуникации,обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны.

Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой.

Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО. можно разбить на несколько категорий:

• обучающие, контролирующие и тренировочные системы;

• системы для поиска информации;

• моделирующие программы;

• микромиры;

• инструментальные средства познавательного характера;

• инструментальные средства универсального характера;

• инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Моделирующие программы и микромиры - это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы.

Под инструментальными средствами понимаются программы, дающие возможность создания новых электронных ресурсов:

• файлов различного формата;

• баз данных;

• программных модулей;

• отдельных программ и программных комплексов.

Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами.

Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой HCI (англ. "Human - Computer Interface" - "Интерфейс человек - компьютер"). Этот буквальный перевод можно понимать как "компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека".