Субъекты экономической политики
Государство | Институты государства | |
· Законодательные · Исполнительные · Судебные | · Федеральные (Минфин, ЦБ) · Региональные · Муниципальные | |
Негосударственные субъекты | Прямые влияния · Профсоюзы · Союзы предпринимателей · Картельные объединения | Косвенные влияния · Политические партии, · общественные движения, · лобби · СМИ · Влиятельные личности · Общественное мнение |
Надгосударственные институты | · Интеграционные институты (Европейский союз, СНГ, НАФТ) · Межгосударственные советы, постоянные комиссии. · ООН |
Экономическая теория предполагает, что перед каждым хозяйствующим субъектом (домохозяйством, фирмой, обществом в лице государства) ставятся цели. Он же выбирает ресурсы и способы реализации этих целей, исходя из выгоды, которая сводится к стремлению максимизации результатов при минимальных затратах.
Однако конкретный способ реализации экономических целей у разных хозяйствующих субъектов отличается друг от друга.
Экономической целью индивидов, входящих в домохозяйства, является максимизация удовлетворения их потребностей при ограниченных доходах.
Экономической целью фирмы служит максимизация прибыли при минимальных издержках производства.
Главными экономическими целями государства выступают: осуществление экономического роста, повышение эффективности производства, обеспечение полной занятости и социально-экономической стабильности общества. Однако претворение в жизнь экономической политики государства может привести к двум противоположным результатам: либо к позитивному результату – экономическому росту, повышению уровня жизни, либо к негативному результату – краху экономической политики, который, в конечном счете, приводит к ухудшению уровня жизни широких слоев населения.
Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ. Они проводятся в том случае, когда выявляется низкая эффективность экономической системы страны, возникают экономические кризисы (перепроизводства или недопроизводства), недостаточно удовлетворяет потребность людей и страна сильно отстает в своем развитии от других стран.
После выполнения основных параметров девятой пятилетки (1970 г.) экономика СССР впала в стагнацию (от латинского stagno – делаю неподвижным) – застой вплоть до 1985 г. в августе того года М. С. Горбачевым была объявлена перестройка, то есть, строительство социализма с "человеческим лицом". Затем после неудавшегося путча ГКЧП (1990 г.) происходит распад СССР.
Российская экономика попадает в затяжной экономический кризис недопроизводства продолжительностью от 9 до 10 лет, глубина падения производства по отдельным отраслям составила от 50 до 70%, который не имеет равных в истории мировой экономики, ведь он разразился в мирное время и не был связан с разрушением экономики извне или природным катаклизмом подобным в юго-восточных странах Азии в конце 2004 г.
В развитии современной экономической реформы в России можно выделить несколько этапов (таб. 4).
Таблица 4