Задачи курса истории в специальной (коррекционной) школе

Тема З

V этап — беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап — закрепление содержания текстапутем пере­сказа по плану, по вопросам учителя. Во 2—3 классах учащие-ся пересказывают каждую часть текста только под­робно, а в 4—6 классах этот пересказ может быть и подроб­ным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закре­пления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.

Таким образом, не только содержание изучаемых на уро­ках чтения в специальной (коррекционной) школе произве­дений, но и умения и навыки работы с текстом способствуют лучшему усвоению истории в 7 классе учащимися с наруше­нием интеллекта. В этом и заключается важность пропедев­тики изучения истории.

Вопросы и задания

1. В чем заключается сущность пропедевтики изучения истории? Ка­ково ее значение в специальной (коррекционной) школе?

2. Проанализируйте одну из книг для чтения (2—6 классы) с точки зре­ния пропедевтики изучения истории.

3. Составьте фрагмент урока чтения произведения общественно-исто­рического содержания в специальной (коррекционной) школе (класс и про­изведение по выбору студента).

Литература

1. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исто­рических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 3—15.

2. Капустин А.Н. Исследование уровня сформированности историче­ских понятий у учащихся 2—5 классов вспомогательной школы // Дефек­тология. 1989. № 4. С. 33—37.

3. Книги для чтения. Учебники для 2—6 классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2000, 2002.

4. Программы подготовительного и 1—4 классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский (родной) язык. М., 1999. С. 33—59.

5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. — Русский (родной) язык. М., 2001. С. 5—28.

 

 

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕVIII ВИДА

 

«У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каж­дый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его пред­ки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

Историяизучает прошлое народов: прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру. А культура— это дос­тижения людей в области науки и техники, образования и искусства.

Люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, не­взгоды, лишения... Но, несмотря на все тяготы, жизнь про­должалась. .. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир» [2. С. 5], с таких слов учебника для 5 класса «Рассказы по родной истории» авто­ров Н.И. Ворожейкиной, В.М. Соловьева и М.Т. Студеники-на начинается знакомство школьников с новым для них пред­метом.

В современных условиях, когда говорят о кризисе сложив­шейся отечественной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету при­надлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поко­лений, в формировании их мировоззрения. С изучения ис­тории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуаль­ны слова выдающегося российского историка В.О. Ключев­ского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».

В.А. Сухомлинский рассматривал историю как важней­ший мировоззренческий предмет: «.. .История Родины — это наука, представляющая собой могучую вечно живую силу, творящую гражданина» [7. С. 30].

Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих по­колений. Изучение отечественной истории особо велико, по­тому что этот курс воспитывает у школьников любовь к сво­ей Родине и ее народу.

Решая образовательно-воспитательные задачи курса ис­тории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, не­обходимо учитывать особенности контингента ее учащихся и коррекционную направленность всего учебно-воспитатель­ного процесса.

В пояснительной записке к программе по истории от­мечается, что «история в школе для детей с нарушением ин­теллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение зна­ниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением ин­теллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адапта­ция выпускника в общество» [3. С. 88].

Несмотря на отличие курса истории специальной школы от курсов отечественной и мировой истории, изучаемых в обще­образовательной, он является самостоятельным учебным кур­сом, соответствующим требованиям исторической, психоло­гической и педагогической наук, и раскрывает определенную систему научных понятий, отражает развитие исторического процесса на основе изучения событий и явлений в хронологи­ческой последовательности с древних времен до современности.

Курс истории в специальной (коррекционной) школе в силу ее специфики не может решать задачу полного и всесторонне­го показа исторического процесса, поэтому авторы программы предлагают «сосредоточиться на крупных исторических со­бытиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и вы­дающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности» [5. С. 88].

Несмотря на то, что в пояснительной записке к програм­ме нет четкого определения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, каждый учитель исто­рии специальной (коррекционной) школы, несомненно, будет комплексно решать их на уроках и во внеклассной работе, используя все возможности предмета.

 

Образовательные задачи курса истории.

Образовательные задачи связаны с формированием у уча­щихся прочных знаний по истории, что означает следующее:

1. Изучая историю, учащиеся специальной (коррекцион­ной) школы должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и по­могают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов! Учащиеся должны знать, как жили на­ши далекие предки — восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость, как постепенно свободные общинники превращались в крепостных крестьян; знать крестьянские выступления и революционные события; знать достижения культуры на протяжении веков и т. п. Без знания этих и мно­гих других исторических фактов, по мнению А.А. Вагина, «представления школьника о родной стране... окажутся бед­ными, смутными, уровень его общественного сознания низ­ким, а социальные эмоции — неразвитыми» [1. С. 9].

2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основ­ные явления прошлого. Например, учитель стремится создать у них представления об образе жизни, занятиях, орудиях труда, верованиях и обычаях жителей славянского поселка; представ­ления о героической обороне древнерусских городов во время монголо-татарского нашествия и т. п. Усвоение этих представ­лений послужит основой для понимания учащимися с наруше­нием интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы людей в далеком прошлом. При изучении каждой новой темы форми­руются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, героях.

3. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понима­ние временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Ко­нечно, эта задача не может быть решена столь полно, как в общеобразовательной школе, с учетом трудностей усвое­ния понятий с большой степенью обобщенности учащимися с нарушением интеллекта, непонимания ими причинно-след­ственных зависимостей между историческими событиями. Но при правильном отборе материала, доступного школь­никам по содержанию и объему, приемов и методов обуче­ния и оказании своевременной помощи учителем эта задача может успешно решаться в условиях специального обучения.

4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического ма­териала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведе­нии и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разби­раться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).

5. Выработка умений и навыков самостоятельной рабо­ты с историческим материалом: текстом учебника, истори­ческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно из­лагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование уме­ний и навыков самостоятельной работы требует индивиду­ального подхода к учащимся, поэтому все задания предлага­ются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.