Связь методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе с другими науками
Тема 1
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕVIII ВИДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет и задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе
Слово методика происходит от древнегреческого metho-dike, что означает «путь исследования», «способ познания». Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится к педагогическим научным дисциплинам. Перед ней стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории с целью дальнейшего совершенствования и повышения его эффективности в образовании, воспитании и развитии учащихся с нарушением интеллекта.
Обучение истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах — сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты:
Цели обучения
Содержание обучения
Передача знаний и руководство их усвоением
Учебная деятельность школьников
Результаты обучения
В «Методике преподавания истории в средней школе» отмечалось: «Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних его противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже достигнутыми результатами, между оптимальными и применяемыми в практике методами и средствами обучения» [2. С. 39]. Специальная методика изучает объективно существующие закономерные зависимости между компонентами процесса обучения учащихся с нарушением интеллекта.
Кроме того, специальная методика преподавания истории изучает материалы целого ряда наук: философии, истории, общей и специальной педагогики, общей и специальной психологии, методик преподавания различных учебных предметов в бщеобразовательной и в специальной (коррекционной) школах, а также медицинских наук, социологии, права. Специальная методика осмысливает эти материалы и использует для совершенствования процесса обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.
Таким образом, методика имеет свой предмет изучения — процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида с его внутренними закономерностями и внешними связями с другими науками.
Основной стержень процесса обучения как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах — учебная деятельность школьников.
В процессе обучения истории знания, умения, чувства, интересы, мировоззрение учащихся как общеобразовательной школы, так и специальной (коррекционной) школы формируются на основе получения ими определенной информации извне и внутренней переработки ее восприятием, воображением, памятью. «Знания, умения и навыки — это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя получить. Но они должны получиться в результате психической активности самого учащегося...» [1.С. 173]. Только то, что прошло через такую переработку, усваивается учеником, оставляет определенный след в его сознании, формирует его знания и личность. Естественно, результаты переработки будут различными у нормально развивающихся школьников и школьников с нарушением интеллекта.
При исследовании учебной деятельности школьников методика учитывает закономерности их психического развития. Однако эти закономерности по-разному проявляются в обучении истории и другим учебным предметам и даже при усвоении разного по характеру исторического материала — фактического, понятийного, хронологического.
Различается познавательная деятельность и в зависимости от формы передачи информации по истории (документ, научный текст, художественный образ), а также от той системы знаний и способов действий, которыми уже владеют школьники. Все эти факторы в большей степени необходимо учитывать при организации учебной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Компоненты процесса обучения — категории исторические, они изменяются с развитием общества.
Цели обучения — это намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности. Цели преподавания истории всегда отражают потребности общества, изменения в общественных отношениях. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Педагогическая наука в соответствии с развитием общества его потребностями разрабатывает задачи воспитания подрастающего поколения. Методика призвана их уточнять применительно к возможностям, которые дает история, для образования, воспитания и развития учащихся.
Специальная методика, определяя цели обучения истории учащихся с нарушением интеллекта, должна учитывать особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
В пояснительной записке к программе по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида отмечается, что «история в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество» [5. С. 88].
Цели ставятся не только перед всем курсом истории, но перед каждой темой и перед отдельными уроками. Намечаемые цели должны быть реальными, но осуществление их должно требовать от учащихся известных усилий, а от учителя – поиска и разработки лучшихсредств и приёмов обучения истории школьников с нарушением интеллекта. Цели развиваются в прямой связи с достижением результатов обучения, т. е. качества и объема исторических знаний, умений и навыков учащихся, уровня их воспитанности. Например, уточнив и закрепив на одном из вводных уроков к курсу истории известные ученикам понятия «год», «век», «столетие», учитель ставит цель — научить их устанавливать границы века, ориентироваться в его пределах (начало, середина, конец века), соотносить даты исторических событий с веком (например, 1703 г. — XVIII в., 1812 г. -- XIX в. и т. п.) и только после этого переходит к реализации следующей цели — сформировать умение пользоваться «лентой времени» — пособием, позволяющим учащимся специальной (коррекционной) школы лучше ориентироваться в историческом времени, устанавливать последовательность и взаимосвязь изучаемых событий, усваивать хронологию.
Содержание(система знаний, умений и навыков) — обязательный компонент процесса обучения. Изменение целей всегда ведет к изменению содержания обучения. Эта закономерность хорошо прослеживается на примере школьных курсов истории, обновленных за последнее десятилетие. Историческая наука дает школьному обучению богатство фактов, понятий, источников в познании исторического процесса. Методика на этой основе должна разрабатывать содержание обучения истории Преподавание истории в современной общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах строится на основе новых программ и учебников, отражающих, с одной стороны, личностный подход к учащимся, возможность развития их способностей и интересов, с другой стороны, позволяющих по-новому показать и оценить историческое прошлое. Отказ от безликой излишне идеализированной и политизированной истории, рассматривавшейся через призму смены общественно-экономических формаций, дает возможность по-иному распределить часы на изучение отдельных тем, полнее и многограннее показать исторический процесс, усилить роль человеческого фактора в истории, приблизить ее к сознанию учащихся через показ не только героического прошлого нашей Родины, но и повседневной жизни людей.
Специальная методика истории отбирает фактический, понятийный и хронологический материал, устанавливает его объем и глубину, а также структуру курса истории, изучаемого в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяет умения и навыки работы с историческим материалом, которыми должны овладеть учащиеся с нарушением интеллекта)
Педагогическая эффективность организации изучения истории в специальной (коррекционной) школе определяется прежде всего ее адекватностью целям и содержанию обучения данному учебному предмету, возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Формирование у школьников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности — одна из основных целей обучения предмету. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности (например, возможно самостоятельное изучение по учебнику наименее сложных вопросов, подготовка отдельными учащимися сообщений на основе дополнительной литературы по теме, анализ содержания исторической картины по предложенным вопросам и т. п.).
Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения. Методы состоят из более частных методических приемов — отдельных действий, направленных на усвоение и применение учащимися знаний, умений, навыков, на формирование у них убеждений и пробуждений эмоций \. Хотя в методах обучения истории проявляются общие для всех учебных предметов принципы дидактики, специфика истории как науки и как учебного предмета требует и специфики методов, приемов и средств обучения (например, специфичными для предмета истории будут методы работы с историческим документом, приемы работы над усвоением хронологии с опорой на «ленту времени» и др.). Методика исследует объективно существующие зависимости между методами (приемами, средствами) и другими компонентами обучения и на этой основе разрабатывает их систему.
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Так, например, использование такого метода сообщения новых знаний как школьная лекция невозможно в условиях специальной (коррекционной) школы даже в выпускном классе; не может здесь широко применяться и самостоятельная работа учащихся над историческим документом. Словесная информация должна сообщаться учащимся в сочетании с восприятием ими наглядного материала (картины, карты, схемы, иллюстрации учебника).
В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.
Результаты обучения истории. Критериями оценки методов и процесса обучения истории в целом служат его результаты, т. е. объем, научность, глубина и прочность знаний, способность ими оперировать, приобретать их самостоятельно из разных источников, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.
Результаты обучения истории учеников общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы будут различными, но и в том, и в другом случае можно говорить об их непрерывном изменении: учащимися постоянно приобретаются новые знания, совершенствуются их умения и навыки, формируются убеждения и интересы, но в то же время некоторые знания забываются, им на смену приходят другие.
Являясь показателями качества обучения его результаты способствуют поиску путей дальнейшего совершенствования процесса преподавания истории, как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах.
Таким образом, специальная методика исследует все компоненты процесса обучения истории, чтобы дать учителю ответы на три основных вопроса:
1. Зачем учить истории учащихся с нарушением интеллекта, т.е., какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей
учащихся специальной (коррекционной) школы и в соответствии с возможностями курса истории для этих школ?
2. Чему учить на уроках истории учащихся с нарушением интеллекта, т. е., каков оптимальный отбор содержания материала и какова структура курса истории в специальной (коррекционной) школе?
3. Как учить истории учащихся с нарушением интеллекта, т. е., какими способами наиболее эффективно осуществлять учебную деятельность, какими средствами и методами достигать оптимальных результатов в обучении истории, воспитании на историческом материале, осуществлении коррекционно-развивающих задач?
Задачи специальной методики обучения истории вытекают из ее содержания и места в системе педагогических наук и заключаются в следующем:
• Вооружить учителя содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми для эффективного исторического образования, воспитания и развития учащихся специальной (коррекционной)
школы.
• Решить вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических представлений, понятий, связей и закономерностей общественного развития в условиях специального обучения.
• Определить возможности предмета в развитии мышления и других психических процессов учащихся специальной школы; в формировании их умственной самостоятельности, разработать соответствующие методы, приемы и средства обучения предмету.
• Выявить воспитательный потенциал курса истории, определить пути и средства наиболее эффективного решения воспитательных задач на уроках.
• Определить возможности реализации внутрикурсовых и межпредметных связей в обучении истории в специальной (коррекционной) школе.
В настоящее время решен вопрос в отношении программы по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида, изданной в 2001 г. [5. С. 88—98]. Но остается актуальной проблема создания учебников по истории для каждого класса, в котором изучается этот предмет, и оснащение курса истории учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами, позволяющими учащимся с нарушением интеллекта лучше овладеть школьным курсом истории, развить свои познавательные способности.
Требует дальнейшей разработки и вопрос соотношения общеисторического и краеведческого материала в курсе истории или в параллельном с уроком истории изучении краеведения учащимися специальной (коррекционной) школы. На все нерешенные еще вопросы и предстоит ответить специальной методике преподавания истории.
Изучение процесса обучения истории опирается на родственные науки, и прежде всего на историю, педагогику и психологию (специальную педагогику и специальную психологию, когда речь идет о методике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида).
История как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе так же, как и в общеобразовательной, имеет своим основанием историческую науку, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включает историографию и дискуссионные вопросы. Поскольку методика обучения истории свое главное содержание получает путем рассмотрения самой истории как науки и как предмета преподавания, А.И. Стражев предложил считать ее под этим углом зрения «исторической дисциплиной», хотя и признавал, что под углом зрения разработки вопросов обучения она является наукой педагогической [6. С. 13—14].
А.И. Стражев подчеркивал, что методика обучения всегда должна быть на уровне современного развития исторической науки, опираясь на которую методика может научно разрабатывать вопросы об отборе и освещении фактического и понятийного содержания в школьных курсах истории, а отчасти и о путях его раскрытия в обучении. Эти положения будут верны и в отношении специальной методики преподавания истории, несмотря на отличие курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида от курсов истории, преподаваемых в общеобразовательной школе.
Если развитие исторической науки влияет на содержание истории как учебного предмета, то педагогическая наука определяет объем и уровень абстракции сообщаемых учащимся исторических знаний.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесным образом связана с олигофренопедагогикой, в соответствии с рекомендациями которой она определяет содержание материала по истории и придает ему коррекционную и практическую направленность при разработке вопросов и заданий по различным темам учебной программы. Специальная методика истории опирается на дидактические принципы, использует методы обучения с учетом специфических требований к ним, сформулированных специальной дидактикой.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесно связана с психологией и специальной психологией; предоставляющей данные о ребенке с нарушением интеллекта. Из курса психологии известно, что в организации познавательной деятельности учащихся учитель обычно идет от конкретных фактов, через их разбор и обобщение к формированию понятий. Это индуктивный метод. Вместе с тем организация познания может идти и дедуктивным методом, т.е. учащиеся сначала знакомятся с теоретическими положениями, а затем изучают конкретные факты. Возможности использования такого метода обучения истории учащихся с нарушением интеллекта определяет специальная методика.
Данные психологии свидетельствуют о необходимости соединения в деятельности учащихся чувственного и рационального в познании, требуют наглядности в обучении и активной мыслительной работы учащихся. Психологические исследования познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта помогают определить оптимальные пути обучения истории, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.
Избирая тот или иной метод обучения, реализуя дидактический принцип доступности, методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе опирается на возрастные особенности и учитывает индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта.
Специальная методика истории использует рекомендации, разработанные методикой обучения истории1 /в общеобразовательной школе. Такое заимствование основывается на теоретическом положении Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и умственно отсталого ребенка, дает возможность применять на уроках истории в специальной (коррекционной) школе методы, приемы и средства обучения, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе. Вместе с тем все используемые методы и средства обучения истории должны способствовать коррекции недостатков учащихся с нарушением интеллекта.