И информационной системы

Соотношение информационной технологии

Инструментарий информационной технологии

Технологий

Сопоставление основных компонентов

 

Компоненты технологий для производства продуктов
Материальных информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результативной информации
Сбыт произведенных продуктов потребителями Передача результативной информации пользователю для принятия на ее основе решений

 

 

 

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты и т. п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские и пр.), экспертные системы и т.д.

 

 

 

Информационная технология тесно связана с информационными системами, являющимися для нее основной средой.

Отличия ИТ и ИС.

ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель ИС – организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко – компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. ИТ может существовать и вне сферы ИС.

Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

Информационные технологии – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационные системы – человеко – компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

 

Успешное внедрение ИТ связано с возможностью их типизации. ИТ базируется на реализации информационных процессов, разнообразие которых требует выделения базовых, характерных для любой информационной технологии.

Базовый технологический процесс основан на использовании стандартных моделей и инструментальных средств и может быть использован в качестве составной части ИТ.

Среди базовых технологических процессов выделим:

· извлечение информации;

· транспортирование информации;

· обработку информации;

· хранение информации;

· представление и использование информации.

Процесс извлечения информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

В процессе транспортирования осуществляют передачу информации на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней, используя при этом различные способы преобразования.

Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов», путем выполнения некоторых алгоритмов.

Процесс хранения связан с необходимостью накопления и долговременного хранения данных, обеспечением их актуальности, целостности, безопасности, доступности.

Процесс представления и использования информации направлен на решение задачи доступа к информации в удобной для пользователя форме.

 

Базовые ИТ строятся на основе базовых технологических операций. Этот вид технологий ориентирован на решение определенного класса задач и используется в конкретных технологиях в виде отдельной компоненты. Среди них можно выделить:

· мультимедиа – технологии;

· геоинформационные технологии;

· технологии защиты информации;

· CASE – технологии;

· телекоммуникационные технологии;

· технологии искусственного интеллекта.

 

Базовые информационные процессы,

их характеристика и модели

1. Извлечение информации

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Процесс извлечения можно представить, как прохождение информации через трехслойный фильтр, в котором осуществляется оценка синтаксической ценности (правильность представления), семантической ценности (смысловой) ценности, прагматической (потребительской) ценности.

Следует упомянуть неоднородность (разнородность) информационных ресурсов, характерную для многих предметных областей. Одним из путей решения данной проблемы является объектно – ориентированный подход, наиболее распространенный в настоящее время. Кратко рассмотрим его основные положения.

Декомпозиция на основе объектно – ориентированного подхода основана на выделении следующих основных понятий: объект, класс, экземпляр.

Объект – это абстракция множества предметов обладающих одинаковыми характеристиками и законами поведения. Основной характеристикой объекта является состав его атрибутов (свойств).

Атрибуты – это специальные объекты, посредством которых можно задать правила описания свойств других объектов.

Экземпляр объекта – это конкретный элемент множества. Например, объект – это гос. номер автомобиля,а экземпляром этого объекта – конкретный номер К173ПА.

Класс – это множество предметов реального мира, связанных общностью структуры и поведением. Элемент класса – это конкретный элемент данного множества. Например, класс регистрационных номеров автомобиля.

Важная особенность ООПодхода связана с понятием инкапсуляции, обозначающим сокрытие данных и методов (действий с объектом) в качестве собственных ресурсов объекта.

Понятия полиморфизма и наследования определяют эволюцию ООСистемы, что подразумевает определение новых классов объектов на основе базовых.

Полиморфизм интерпретируется как способность объекта принадлежать более чем одному типу.

Наследование выражает возможность определения новых классов на основе существующих с возможностью добавления или ререопределения данных и методов.

 

2. Транспортирование информации

Основным физическим способом реализации операции транспортировки является использование локальных сетей и сетей передачи данных. При разработке и использовании сетей для обеспечения совместимости используется ряд стандартов, объединенных в семиуровневую модель открытых систем, принятую во всем мире и определяющую правила взаимодействия компонентов сети на данном уровне и правила взаимодействия компонентов различных уровней. Международные стандарты в области сетевого информационного обмена нашли отражение в эталонной семиуровневой модели, известной как модель OSI (Open System Intercongtction –связь открытых систем):

Физический уровень Уровень сетевых аппаратных средств Разобрать самостоятельно
Канальный уровень Уровень сетевого программного обеспечения
Сетевой уровень
Траспортный уровень
Сеансовый уровень
Уровень представления
Прикладной уровень Уровень пользователей и прикладных программ

 

3. Обработка информации

Состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных» путем выполнения некоторых алгоритмов и является одной из основных операций, осуществляемых над информацией, и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.

С точки зрения реализации на основе современных достижений вычислительной техники выделяют следующие виды обработки информации:

Ø последовательная обработка, применяемая в традиционной фоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором;

Ø параллельная обработка, применяемая при наличии нескольких процессоров в ЭВМ;

Ø конвейерная обработка, связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач.

Основные процедуры обработки данных представлены на рисунке:

 
 

 

 


4. Хранение информации

Хранение и накопление являются одними из основных действий, осуществляемых над информацией и главным средством обеспечения ее доступности в течение некоторого промежутка времени. В настоящее время определяющим направлением реализации этой операции является концепция базы данных, склада (хранилища) данных.

База данных может быть определена как совокупность взаимосвязанных данных, используемых несколькими пользователями и хранящихся с регулируемой избыточностью. Хранимые данные не зависят от программ пользователей, для модификации и внесения изменений применяется общий управляющий метод.

Банк данных – система, представляющая определенные услуги по хранению и поиску данных определенной группе пользователей по определенной тематике.

Система баз данных – совокупность управляющей системы, прикладного программного обеспечения, базы данных, операционной системы и технических средств, обеспечивающих информационное обслуживание пользователей.

Хранилище данных – это база, хранящая данные, агрегированные по многим измерениям.

 

5. Представление и использование информации

В условиях использования информационных технологий функции распределены между человеком и техническими устройствами. При анализе деятельности человека наибольшее значение имеют эргономические (инженерно – психологические) и психологические (социально – психологические) факторы.

Эргономические факторы позволяют, во – первых, определить рациональный набор функций человека, во – вторых, обеспечить рациональное сопряжение человека с техническими средствами и информационной средой.

Психологические факторы имеют большое значение, так как внедрение информационных технологий в корне изменяет деятельность человека. Наряду с положительными моментами, связанными с рационализацией деятельности, предоставлением новых возможностей, возникают и негативные явления. Это может быть вызвано различными факторами: психологическими барьером, усложнением функций, другими субъективными факторами (условиями и организацией труда, уровнем заработной платы, результативностью труда, изменением квалификации).

Основной задачей операции представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе «человек – компьютер». При этом осуществляется преобразование информации в форму, удобную для восприятия пользователя.

Технология представления информации должна давать дополнительные возможности для понимания данных пользователями, поэтому целесообразно использование графики, диаграмм, карт.