Итерационная процедура построения информационных систем
В чем состоит преимущество ориентации на автоматизацию основных бизнес-процессов при автоматизации организации или предприятия? Традиционно и повсеместно используемым подходом (особенно на начальных этапах развития информационной инфраструктуры организации) является применение так называемого позадачного метода решения задач автоматизации, направленного на решение достаточно простых и понятных руководству задач.
Например, учет заказов, выписка счетов, подготовка документов. Конъюнктурное преимущество такого метода очевидно: достаточно быстро может быть получен результат, существование модной ныне ИТ-службы оправдано, внутренние инвестиции быстро вернулись. В принципе, с точки зрения системного анализа это является порочной практикой. Однако он существует, поскольку позволяет, с одной стороны, вроде бы не отставать от жизни (наличие ИС в организации зачастую является одним из определяющих факторов ее конкурентоспособности), а с другой - экономить денежные средства на автоматизации. Вышеуказанный подход позволяет использовать служащих с невысокой квалификацией. Рано или поздно это становится тормозом в развитии информационной инфраструктуры организации.
Низкая отдача уже существующей ИС организации на текущем этапе ее эксплуатации также становится тормозящим фактором. Изменение направлений бизнеса организации и ряд других факторов приводят к вопросу пересмотра отношения к ИС в организации, т.е. к извечному вопросу - переделать или начать с начала. Начать сначала всегда выгодней. Можно применить уже хорошо отработанные в информатике методики проектирования "сверху-вниз" или "снизу-верх". Однако рано или поздно опять встанет вопрос о соответствии требованиям сегодняшнего дня.
Даже в тех случаях реализации ИС, которые одобряются системным анализом, не удается избежать переделки ИС, т.к. она, как органическая часть производственного процесса, должна следовать и отвечать стратегическому генеральному бизнес-плану развития организации. Такой план всегда должен быть, если организация собирается долго жить в своем секторе рынка.
Разработчики ИС фактически всегда находятся в методике "из-середины" (midlle of design). Есть некоторая основа (уже созданная или создаваемая), и вокруг нее следует развиваться в различных направлениях, не сильно ломая сложившиеся традиции. Таким образом, постулируется итерационный подход в разработке и создании информационных систем. И, как следует из вышесказанного, он определяется не желанием теоретиков ИС, а жизненной необходимостью.
Основным подходом в таких переделках (так же, как и при создании) ИС является концепция реинжиниринга, суть которого сводится к постоянному моделированию информационных процессов и данных организации и их отображения в существующей системе.
Что является основной особенностью технологии реализации итерационного подхода разработки и сопровождения ИС? Основная особенность реализации концепции разработки ИС, ориентированной на интегрированные процессы, - это наличие или отсутствие сборочного конвейера, поскольку необходимо собирать воедино многие технологические процессы обработки информации. При объединении технологических процессов обработки информации увеличивается скорость прохождения информации в системе, принятие решений на основе информационных потоков становится частью процесса обработки информации (и более состоятельной), уменьшается иерархия управленческих структур.
Следует также иметь в виду, что наличие в организации корпоративной ИС зачастую меняет представление пользователей о том, как информация должна циркулировать в организации, что является еще одним важным стимулом модернизации ИС. ИС - составляющая и несущая часть пирамиды обработки информации. Поэтому в процессе разработки и реализации ИС приходится перестраивать как бизнес-процессы, так и бизнес-правила и их взаимодействие, что и составляет основу реинжиниринга.
Для того чтобы ИС жила долго и ее эксплуатация приносила ощутимую выгоду, необходимо тщательно проектировать и ее архитектуру, и ее составные компоненты, в частности базы данных, о которых пойдет речь ниже.