ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая как саму информацию (ее совокупный массив), так и формы, методы и техни­ческие средства ее обработки и людей, включенных в информацион­ные процессы. Поэтому когда говорится о функционировании и совершенствовании информационной системы (или систем) государ­ственного управления, то имеется в виду не просто система, функ­ционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающей состо­яние определенных объектов (и субъектов) в их динамике, а каче­ственно и принципиально новое явление. Проблема не сводится к простому внедрению в управление новейшей вычислительной техники, создания сетей и программ ЭВМ, как это полагали многие ученые и практики в 60-х годах XX века, да и позже. Она гораздо объемнее, сложнее, глубже и труднее в разрешении. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессоров, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возмож­ности перевода всей работы с информацией на новые научные и технические уровни, создания рациональных и эффективных ин­формационных технологий.

Как удачно в свое время подметил Г.Л. Смолян, «автоматизация есть новая, интеллектуальная «технология», охватывающая все в принципе возможные объекты управления — операции, ресурсы, оценки. Переход к этой новой «технологии», использующей компьютеры, в историческом плане, по-видимому, является куда более революционным, чем появление поточного производства, конвейерных линий и систем автоматического регулирования120.

Сегодня, исходя из динамики перемен, вполне справедливо гово­рится о «новой экономике», или информационной экономике, суть которой сводится к тому, что в ней «производительность и конку­рентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь-то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способ­ности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать ин­формацию, основанную на знаниях»121. Нетрадиционность пробле­мы состоит в том, что посредством ее решения закладываются пред­посылки, основа того будущего общества, которое обозначено

понятием «информационного». Без соотнесения сути этого (пред­полагаемого) общества и информационной системы государствен­ного управления нельзя понять и сформулировать концепции по­следней.

Создание информационной системы государственного управле­ния — это не приложение новых технических средств к разбухшей и бюрократизированной государственной машине, а построение но­вой системы государственного управления, основанной на плюра­лизме форм собственности, гражданском обществе, широком раз­витии самоуправленческих механизмов, полноте прав и свобод личности, торжестве закона и других демократических принципах и ценностях. В то же время современная организация управляе­мых объектов и их взаимодействий, характер информационно-обрабатывающей техники, возможности новейших средств связи (спутники, лазеры, световоды и т.д.) и другие факторы обусловли­вают единство и всеохватываемость информационной системы го­сударственного управления. Нельзя ограничиваться региональны­ми и отраслевыми, кустовыми и иными локальными информаци­онными системами в управлении. В государстве должна быть общая система государственного управления с построенной внутри нее единой информационной системой. Тогда можно надеяться на рациональность и эффективность государственного управления.

В Российской Федерации приняты нормативные правовые акты и заложены организационные структуры, которые призваны создать информационную систему государственного управления. Как ска­зано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», «информатизация — организационной соци­ально-экономический и научно-технический процесс создания оп­тимальных условий для удовлетворения информационных потреб­ностей и реализации прав граждан, органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информа­ционных ресурсов»122. В этой связи хотелось бы высказать некото­рые теоретические соображения, учет которых может оказаться Полезным при проведении соответствующей работы.

Информационно-технологические нововведения в государствен­ном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновре­менным и согласованным использованием информационных, орга­низационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и орга­низационной структур управления, состава и структуры всей управ­ленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.

Особенно актуально формирование системы содержания инфор­мации, нужной для рационального и эффективного государствен­ного управления. В числе единиц такой информации следует выде­лить:

а) сведения, отражающие материальные, производственные, со­циальные, технические и технологические параметры управляе­мых объектов;

б) данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих про­изводственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную и иную, имеющую потребительский характер деятельность управ­ляемых объектов;

в) материалы, определяющие деятельность государственных ор­ганов в сфере управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.);

г) сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала государствен­ных органов и органов местного самоуправления (совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал субъекта государственного управления).

Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабам управляющих подсистем и их звеньев, закладываться в первую очередь в действующие в их рамках информационные системы. В них нужны и данные о развитии научно-технической мысли и ее новейших достижениях, о передовом управленческом (организационном) опыте в стране и за рубежом.

Важный аспект создания информационной системы государ­ственного управления связан с развитием ее технической базы. В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные ин­формационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие меха­нические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

Есть несколько направлений деятельности по формированию та­ких систем. Одно -чисто технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое — непосредственно управленческое — состоит в стандартизации и унификации управ­ленческой информации, и продвижение по нему идет пока медлен­но. В результате сосуществуют как бы две информационные подсис­темы в управлении, недостаточно связанные между собой: подсис­тема управленческой информации, которая обрабатывается вручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и теле­фонными средствами, выражается часто в произвольной форме и субъективистски ориентированным содержанием; другая же при­способлена к условиям и требованиям электронно-вычислительной техники, ею обрабатывается и передается. Информатика как новая автоматизированная технология сбора, передачи, переработки и ис­пользования информации, основанная на новейших компьютерах и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвя­зях человека с информацией, занимает пока незначительное место в информационном обеспечении государственного управления. Хотя немало говорится и об «электронном правительстве».

Третье направление определяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. Надо обу­чать государственных служащих обращению с информативной тех­никой и устройствами, психологически готовить их к работе в условиях машинной обработки информации, приучать чувствовать себя свободно, «комфортно» в окружении современных технических средств.

Четвертое направление связано с тем, что информация в государ­ственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через информационную сис­тему (подсистемы), точнее, через средства информатики вырабаты­вать и реализовывать целеполагающие, организующие и регулиру­ющие воздействия, получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести прямой разговор с иными управ­ляющими и управляемыми компонентами. Для этого надо юриди­чески решить вопросы о непосредственном сочленении информа­ционной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значи­мые действия путем введения соответствующей информации в ин­формационную систему123.

В заключение следует обратить внимание на некоторые основа­ния, определяющие развитие информационного обеспечения госу­дарственного управления.

Поскольку система государственного управления выступает в ди­намическом единстве иерархической управляющей и сложноорганизованной управляемой подсистем, постольку и обслуживающая их информационная система должна быть способной, с одной сторо­ны, брать необходимые данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до компетентных органов и, с другой — по­могать в выработке рациональных управляющих воздействий, диф­ференцировать их по всей управляющей подсистеме и доводить до каждого исполнителя. Следовательно, информация призвана обес­печивать демократизм государственного управления.

Следующее основание обусловлено тем, что компьютеры — тех­ника коллективного пользования, обладающая все возрастающей емкостью и быстротой работы и соответственно возможностью удовлетворять запросы многих государственных органов. Новые горизонты открывает био- или нейрокомпьютер. Значит, есть смысл в составе информационной системы государственного управ­ления иметь крупные и информационно специализированные центры, оснащенные современными компьютерами с емкостью одновременного и качественного обслуживания десятков государ­ственных органов.

Одно из оснований можно обозначить как комплексный подход в реализации взаимодействия человека и машины в информацион­ной работе. Ведь смысл информационного обеспечения государ­ственного управления в конечном счете заключается в органиче­ском соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях ин­формационной работы. Логично, что информационные преобразо­вания сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от развитости и действий которого зависит успех в использовании но­вых возможностей.