ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Велика страна наша, а порядка в ней нет».Данное высказывание связано с верси­ей о «призвании варягов». В Повести временных лет Нестор-летописец под 852 г. запи­сал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царь-град, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859 г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вяти­чей — брали по серебряной монете и по белке с дыма». (Дымом в то время называли от­дельное хозяйство, одну семью.)

Под 862 г., который и считается датой образования Древнерусского государства, Нестор записал: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой пра­вить. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали вое­вать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью по­добно тому, как другие называются свей (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть на­ми". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а тре­тий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне"».

Государственные образования на большей части Восточно-Европейской рав­нины появились сравнительно поздно. В советский период к древнейшим госу­дарствам было принято относить Урартское царство (IX-VI вв. до н. э.), северная часть которого находилась на территории нынешней Армении. По берегам Черно­го моря с VII в. до н. э. появились колонии выходцев из Древней Греции — Фасис (около Поти, Грузия), Диоскуриада (на месте Сухуми, Грузия); Ольвия, Херсонес Таврический (на месте Севастополя) и Пантикапея (ныне — Керчь) на террито­рии Крыма (Украина). Государственность зарождалась на территории Азербай­джана, Средней Азии, в Причерноморье.

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королев­ства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское госу­дарство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:

♦ развитие производительных сил восточнославянских племен;

♦ формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племен­ных правителей;

♦ развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;

♦ рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;

♦ существование внешней опасности.

Колыбелью русской государственности стал Северо-Запад современной Рос­сии, первой столицей — Старая Ладога (основана в 753 г., в 2003 г. ей было уже 1250 лет!), первой городской улицей — Варяжская, существующая до сих пор. Олег (879-912) перенес столицу в Киев (882), а Новгород (известен с 859 г.) со­хранил свое значение крупнейшего центра притяжения славянских племен. Нов­город и Киев тех времен можно условно сравнить с двумя столичными городами — Москвой и Санкт-Петербургом. При первых правителях Древней Руси определи­лись границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.

Формирование Древнерусского государства сопровождалось следующими осо­бенностями.

1. Было достаточно сильным влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации. (В России су­ществует мощная школа византоведения.)

2. С момента формирования русского государства оно имело полиэтиичный ха­рактер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

3. На развитие страны оказывали влияние различные религии.
Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа (табл. 1).

Таблица 7

Формирование Древнерусского государства

 

Этапы Хронология Правители
Начальный Середина IX — конец X в. Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972)
Расцвет   Конец X — 1-я половина XI в. Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054)
Упадок, распад 2-я половина XI — 1-я треть XIII в. Владимир II Мономах (1113-1125), Мтислав (1125-1132)

Формирование Древнерусского государства сыграло важную роль в консоли­дации русского этноса, в формировании русской цивилизации.

Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процес­сами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизне­деятельности, творчества русского народа. Для того чтобы разобраться с особенно­стями цивилизационных процессов в России, понять причины тех или иных яв­лений, событий, фактов российского бытия, необходимо хотя бы в самых общих чертах проследить становление сложной и противоречивой исторической общно­сти людей, которая получила название «русские».

У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по се­бе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось госу­дарство Древняя Русь. Существует немало версий, вариантов, взглядов, связан­ных с проблемой этногенеза русского народа. Большинству авторов, несмотря на крайнюю скудость достоверных исторических свидетельств (археологических, письменных и т. д.), присущи категоричность суждений, резкое неприятие других точек зрения. Между тем достаточно очевидным представляется то, что создание строго научной концепции по данному предмету вообще вряд ли возможно.

В предыстории русского народа с известной степенью условности можно вы­делить два крупных этапа.

Первый этап в самой общей форме можно обозначить как праславянский, ирото-славянский или дославянский. Он охватывает одио-два тысячелетия до нашей эры и несколько веков нашей эры. В эту огромную историческую эпоху террито­рии, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего Европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в Лету. Об этом уже говорилось выше. Истори­ческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и др. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины — от аланов (ясов), чуваши — от гуннов, венгры (мадьяры) — от угров и т.д.

Переход от праславяиского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их по­явления на исторической арене относят к I—II вв. н. э. Во II-IV вв. происходил процесс формирования западных, южных и восточных славянских племенных обра­зований.

Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, дви­гаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье. С севера их соседями бы­ли германцы и балты, с востока — скифы и сарматы, с юга — фракийцы, иллирий­цы, ромеи (византийцы, римляне), с запада — кельты. Согласно одной из версий антропогенеза, лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал процесс сапиентации и появился «человек разумный».

Начало славянского этапа в формировании русского этноса можно более или менее уверенно датировать IV-V вв. н. э. В это время в исторических источни­ках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие «славяне». Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (наро­ды «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже визан­тийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (напри­мер, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами, словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.

В формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединения восточных славянских племен, которые в VI-VIII вв. быстро заселили зна­чительные пространства между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводст­во, ремесло и торговля. Анты воевали и торговали с Византией, что не могло не найти отражения в трудах византийских авторов VI—VII вв. «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народо­правстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считает­ся делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизиь и узаконения одинаковы», — писал византиец Прокопий Кесарийский, рисуя жизнь непосредственных предков русского народа в VI в. У антов были свои во­жди: Боз (Бож, Бооз), Ардагост, Пирагост. Быстрый прирост населения обеспе­чивался за счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп.

Иногда в VII-VHI вв. между антами и восточнославянскими племенами, объ­единившимися в Древнерусское государство, «помещают» такие племена, как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и др. Также распространено мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты» означает то же самое, что и славянское слово «поляне». По одной из последних версий, поляне — ни кто иные, как поляки, самоназвание которых был «лендзяне» (у русских «лядский», «ляхи»).

Вопрос о том, кем были «поляне», представляется весьма важным, так как именно они, жившие на реках Днепр и Рось вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще 12 восточнославянских племенных союзов. Это: древляне, жившие по соседству с полянами; словене или ильменские словене, которые были не менее важным центром притяжения для других пле­мен, чем те же поляне; дреговичи между реками Припятью и Западной Двиной; кривичи вокруг Смоленска; полочане по берегам реки Полоты; радимичи в бас­сейне реки Сож; вятичи по реке Оке, а также уличи, тиверцы, дулебы, белые хор­ваты, располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.

С древнейших времен с судьбами русского народа переплетаются историче­ские пути и линии этногенеза более чем 20 неславянских народов. Это: финны — емь, сумь, карела, эсты; балты — аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, ятваги; поволжские племена — меря, мурома, мещера, черемиса; тюрские племена — печенеги, половцы, хазары; скандинавы — варяги и др. Независимо от того, как современные потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих пред­ков с предками русского народа, следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоотношений, торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и др.

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что русская нация (или древне­русская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитав­ший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и раз­нородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникаль­ного набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это — жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это — восприимчивость к культурно-историческому опыту дру­гих этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Это — огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и кри­тический учет достижений других цивилизаций.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в ис­тории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спеку­ляций.

Согласно норманнской теории,Древнерусское государство было основано варяга­ми (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили кня­жить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, при­глашенные для работы в Россию. Данную версию поддерживали многие дореволюци­онные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теориисчитали, что уже в VIVIIIвв. славянские племенные княжения объединялись в круп­ные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие счита­ли, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем раз­бойные скандинавы, и не нуждались в их услугах.

На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, па­дающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

Согласно карельской версии современного историка В. И. Паранина, государство восточных славян базировалось в VIVIIIвв. на территории современного Карель­ского перешейка. Этот перешеек отождествляется Параниным с островом Рус, упо­минаемым в различных источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга — рекой Невой, с запада — Финским заливом, а с севера — сплошной в то вре­мя водной системой реки Вуоксы. Карельские русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», т. е. к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.