ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Велика страна наша, а порядка в ней нет».Данное высказывание связано с версией о «призвании варягов». В Повести временных лет Нестор-летописец под 852 г. записал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царь-град, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859 г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей — брали по серебряной монете и по белке с дыма». (Дымом в то время называли отдельное хозяйство, одну семью.)
Под 862 г., который и считается датой образования Древнерусского государства, Нестор записал: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой править. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свей (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне"».
Государственные образования на большей части Восточно-Европейской равнины появились сравнительно поздно. В советский период к древнейшим государствам было принято относить Урартское царство (IX-VI вв. до н. э.), северная часть которого находилась на территории нынешней Армении. По берегам Черного моря с VII в. до н. э. появились колонии выходцев из Древней Греции — Фасис (около Поти, Грузия), Диоскуриада (на месте Сухуми, Грузия); Ольвия, Херсонес Таврический (на месте Севастополя) и Пантикапея (ныне — Керчь) на территории Крыма (Украина). Государственность зарождалась на территории Азербайджана, Средней Азии, в Причерноморье.
Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).
Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:
♦ развитие производительных сил восточнославянских племен;
♦ формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей;
♦ развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;
♦ рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;
♦ существование внешней опасности.
Колыбелью русской государственности стал Северо-Запад современной России, первой столицей — Старая Ладога (основана в 753 г., в 2003 г. ей было уже 1250 лет!), первой городской улицей — Варяжская, существующая до сих пор. Олег (879-912) перенес столицу в Киев (882), а Новгород (известен с 859 г.) сохранил свое значение крупнейшего центра притяжения славянских племен. Новгород и Киев тех времен можно условно сравнить с двумя столичными городами — Москвой и Санкт-Петербургом. При первых правителях Древней Руси определились границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.
Формирование Древнерусского государства сопровождалось следующими особенностями.
1. Было достаточно сильным влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации. (В России существует мощная школа византоведения.)
2. С момента формирования русского государства оно имело полиэтиичный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.
3. На развитие страны оказывали влияние различные религии.
Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа (табл. 1).
Таблица 7
Формирование Древнерусского государства
Этапы | Хронология | Правители |
Начальный | Середина IX — конец X в. | Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972) |
Расцвет | Конец X — 1-я половина XI в. | Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054) |
Упадок, распад | 2-я половина XI — 1-я треть XIII в. | Владимир II Мономах (1113-1125), Мтислав (1125-1132) |
Формирование Древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса, в формировании русской цивилизации.
Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процессами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизнедеятельности, творчества русского народа. Для того чтобы разобраться с особенностями цивилизационных процессов в России, понять причины тех или иных явлений, событий, фактов российского бытия, необходимо хотя бы в самых общих чертах проследить становление сложной и противоречивой исторической общности людей, которая получила название «русские».
У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по себе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось государство Древняя Русь. Существует немало версий, вариантов, взглядов, связанных с проблемой этногенеза русского народа. Большинству авторов, несмотря на крайнюю скудость достоверных исторических свидетельств (археологических, письменных и т. д.), присущи категоричность суждений, резкое неприятие других точек зрения. Между тем достаточно очевидным представляется то, что создание строго научной концепции по данному предмету вообще вряд ли возможно.
В предыстории русского народа с известной степенью условности можно выделить два крупных этапа.
Первый этап в самой общей форме можно обозначить как праславянский, ирото-славянский или дославянский. Он охватывает одио-два тысячелетия до нашей эры и несколько веков нашей эры. В эту огромную историческую эпоху территории, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего Европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в Лету. Об этом уже говорилось выше. Историческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и др. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины — от аланов (ясов), чуваши — от гуннов, венгры (мадьяры) — от угров и т.д.
Переход от праславяиского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их появления на исторической арене относят к I—II вв. н. э. Во II-IV вв. происходил процесс формирования западных, южных и восточных славянских племенных образований.
Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, двигаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье. С севера их соседями были германцы и балты, с востока — скифы и сарматы, с юга — фракийцы, иллирийцы, ромеи (византийцы, римляне), с запада — кельты. Согласно одной из версий антропогенеза, лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал процесс сапиентации и появился «человек разумный».
Начало славянского этапа в формировании русского этноса можно более или менее уверенно датировать IV-V вв. н. э. В это время в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие «славяне». Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (например, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами, словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.
В формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединения восточных славянских племен, которые в VI-VIII вв. быстро заселили значительные пространства между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. Анты воевали и торговали с Византией, что не могло не найти отражения в трудах византийских авторов VI—VII вв. «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизиь и узаконения одинаковы», — писал византиец Прокопий Кесарийский, рисуя жизнь непосредственных предков русского народа в VI в. У антов были свои вожди: Боз (Бож, Бооз), Ардагост, Пирагост. Быстрый прирост населения обеспечивался за счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп.
Иногда в VII-VHI вв. между антами и восточнославянскими племенами, объединившимися в Древнерусское государство, «помещают» такие племена, как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и др. Также распространено мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты» означает то же самое, что и славянское слово «поляне». По одной из последних версий, поляне — ни кто иные, как поляки, самоназвание которых был «лендзяне» (у русских «лядский», «ляхи»).
Вопрос о том, кем были «поляне», представляется весьма важным, так как именно они, жившие на реках Днепр и Рось вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще 12 восточнославянских племенных союзов. Это: древляне, жившие по соседству с полянами; словене или ильменские словене, которые были не менее важным центром притяжения для других племен, чем те же поляне; дреговичи между реками Припятью и Западной Двиной; кривичи вокруг Смоленска; полочане по берегам реки Полоты; радимичи в бассейне реки Сож; вятичи по реке Оке, а также уличи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.
С древнейших времен с судьбами русского народа переплетаются исторические пути и линии этногенеза более чем 20 неславянских народов. Это: финны — емь, сумь, карела, эсты; балты — аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, ятваги; поволжские племена — меря, мурома, мещера, черемиса; тюрские племена — печенеги, половцы, хазары; скандинавы — варяги и др. Независимо от того, как современные потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих предков с предками русского народа, следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоотношений, торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и др.
Вряд ли будет преувеличением утверждать, что русская нация (или древнерусская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитавший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и разнородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникального набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это — жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это — восприимчивость к культурно-историческому опыту других этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Это — огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и критический учет достижений других цивилизаций.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спекуляций.
Согласно норманнской теории,Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию. Данную версию поддерживали многие дореволюционные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теориисчитали, что уже в VI—VIIIвв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, и не нуждались в их услугах.
На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, падающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).
Согласно карельской версии современного историка В. И. Паранина, государство восточных славян базировалось в VI—VIIIвв. на территории современного Карельского перешейка. Этот перешеек отождествляется Параниным с островом Рус, упоминаемым в различных источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга — рекой Невой, с запада — Финским заливом, а с севера — сплошной в то время водной системой реки Вуоксы. Карельские русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», т. е. к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.