Информация, данные, знания
Информационные технологии
В широком смысле слово технология - это способ освоения человеком материального мира с помощью социально организованной деятельности, которая включает три компоненты: информационную (научные принципы и обоснование), материальную (орудие работы) и социальную (специалисты, имеющие профессиональные навыки). Эта триада составляет сущность современного понимания понятия технологии.
Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива, творчество и т.д. К сожалению, это понятие настолько общее и всеохватывающее, что до сих пор специалисты не пришли к четкой, формализованной формулироваке. Наиболее удачным определением понятия информационной технологии дано академиком Глушковым В.М., который трактовал ее как человеко-машинную технологию сбора, обработки и передачи информации, которая грунтується на использовании вычислительной техники. Эта технология быстро развивается, охватывая все виды общественной деятельности: производство, управление, науку, образование, финансово-банковские операции, медицину, быт и др.
Под информацией понимают любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе и т.п., являющиеся объектом некоторых операций: восприятия, передачи, преобразования, хранения или использования.
Понятие об информации сложилось у человека давно. Она используется во всех областях человеческой деятельности, любая взаимосвязь и координация работ возможны только благодаря информации. Человек создал естественные информационные системы, поскольку существовала насущная потребность снабжать производство информацией, необходимой при контроле и принятии решений; научился собирать эту информацию, обрабатывать и передавать ее по назначению.
Информация вместе с другими научными понятиями позволяет глубже познать законы развития материального мира. Считается, что она является общим для всех видов и форм движения материи понятием и связана с тем или иным неотъемлемым свойством или атрибутом материи (отражением, разнообразием, структурой, неоднородным распределением вещества и энергии в пространстве и времени и т.д.) .
Перед тем как определить понятие «данные», представим следующую абстрактную ситуацию. Имеются некоторая система, информация о которой представляет интерес, и наблюдатель, способный воспринимать состояния системы и в определенной форме фиксировать их в своей памяти (никаких других действий наблюдатель не выполняет). В этом случае считают, что в памяти наблюдателя находятся данные, описывающие состояние системы. Таким наблюдателем в общем случае выступает информационная система.
Итак, данные можно определить как информацию, фиксированную в определенной форме, пригодной для последующей обработки, хранения и передачи.
Соответственно двум понятиям «информация» и «данные» различают два аспекта рассмотрения вопросов — инфологический и датологический.
В инфологическом аспекте рассматриваются вопросы, связанные со смысловым содержанием данных независимо от способов их представления в памяти системы. На этапе инфологического проектирования информационной системы решаются следующие вопросы:
- О каких объектах или явлениях реального мира требуется накапливать и обрабатывать информацию в системе?
- Какие их основные характеристики и взаимосвязи между собой будут учитываться?
- Какие вводимые в информационную систему понятия об объектах и явлениях, их характеристиках и взаимосвязях требуют уточнения?
Таким образом, на этапе инфологического проектирования выделяется часть реального мира, определяющая информационные потребности системы, т.е. ее предметная область.
В датологическом аспекте рассматриваются вопросы представления данных в памяти информационной системы. При датологическом проектировании системы, исходя из возможностей имеющихся средств восприятия, хранения и обработки информации, разрабатываются соответствующие формы представления информации в системе посредством данных, а также приводятся модели и методы представления и преобразования данных, формируются правила смысловой интерпретации данных.
Данные соответствуют зарегистрированным фактам об объектах или явлениях реального мира. Чтобы в дальнейшем использовать данные, требуется их смысловое содержание — семантика данных. Поэтому в информационной системе должны быть сформулированы правила их смысловой интерпретации.
Работа с семантикой — это работа со знаниями. В системах обработки информации под знаниями понимают сложноорганизованные данные, содержащие одновременно как фактографическую (регистрация некоторого факта), так и семантическую (смысловое описание зарегистрированного факта) информацию, которая может потребоваться пользователю при работе с данными. Причем эти сложноорганизованные данные могут иметь в своем составе встроенные процедуры обработки, которые активизируются в процессе обработки. Это характеризует активность знаний, их первичность по отношению к процессам обработки. Фактографические же данные играют в этих процессах пассивную роль (т.е. абстрактно можно сказать, что фактографические данные в отличие от знаний могут обрабатываться любыми процедурами обработки).
Основное средство представления семантики данных – естественный язык. Однако можно использовать специально формализованные языки, которые позволяют достаточно эффективно организовать обработку информации для целого ряда практических задач.
Информация проходит следующий путь развития: наблюдение факта действительности → отражение в виде совокупности данных → структурирование → знание.
Таким образом, знание - это итог теоретической и практической деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что изучает наука информатика?
2. Что понимают под интерфейсом пользователя?
3. Что такое информация? Какими свойствами она владеет?
4. Из каких операций складывается процесс обработки данных?
5. Что такое информационная система?
6. Из каких этапов складывается работа информационных систем?
7. Какой смысл вкладывается у понятия «информационная технология»?