Русская культура во второй половине XVIII века.

Большая часть второй половины XVIII века приходится на правление Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины, не оказывал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда, кроме Екатерины, не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.

Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII века способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 г. (Указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих имениях, иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с разбитыми парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь дворцы знати послужили образцами для подражания поместного дворянства. В интерьере «дворянских гнезд» непременным становится живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.

Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.

Образование и наука.Екатерина восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время на Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний. Необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности; воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. При таком подходе на первое место выдвигалось нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И.Бецкой. По его замыслу, в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где бы изолированные от дурного влияния взрослых воспитывались дети в возрасте от 5 до 15 лет.

Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшее в историю под названием Смольного института.

К концу 70-х гг. стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества невозможно, хотя бы по тому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план и во главу угла ставятся вопросы образования. От ее педагогических увлечений осталось прочное убеждение, что школа должна быть общеобразовательной и что обучение должно преследовать прежде всего педагогические, а не профессиональные цели. В 1782 г. создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования был в 1786 г. утвержден Екатериной. Этот год и считается началом в России системы народного образования. С этого времени, медленно, с большими трудностями начинается рост учащихся и учителей средних школ.

Развитие науки в середине XVIII века неразрывно связано с именем М.В.Ломоносова. Он был первым русским профессором - членом академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В.Н.Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен» Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.

Литература.С появлением в конце 60-х гг. сатирического журнала «Всякая всячина», основанного не без участия Екатерины, на короткое время возникает около двадцати подобных журналов. Самый известный из них был «Трутень» Н.И.Новикова, ведший полемику со «Всякой всячиной». Вообще Новиков во второй половине XVIII века сделал многое для распространения просвещения, грамотности, знаний в России. Его активная издательская деятельность способствовала выпуску сотен переводных и оригинальных сочинений. Хрестоматийными стали имена поэта Г.Р.Державина и драматурга Д.И.Фонвизина. Державин считался первым русским поэтом не только в екатерининское время, но и в первое десятилетие XIX века. В комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» впервые показан настоящий русский быт, живой и реальный язык.

Следует отметить, что идеалы просвещения, пропагандируемые абсолютизмом, литературой находились в остром противоречии с крепостнической действительностью России. У радикально мыслящих людей это вызывало неприятие существующих порядков. Протестом против крепостного права была книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была конфискована властями, а автор сослан в Сибирь.

Живопись.По сравнению с предыдущем временем живопись отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это было связано с основанием еще при Елизавете Академии XVдожеств. Появляются новые жанры - отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировали развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основывается Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметевых, Голицыных, Строгоновых.

Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известными XVдожниками этого направления были А.П.Лосенко и Г.И.Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных XVдожников - Г.Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф.Н.Алексеев) и природы (С.Ф.Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф.И.Шубина.

Архитектура.В 60-е гг. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм или как его называли современники - «просвещенный стиль». Основные XVдожественные особенности архитектуры классицизма определялись изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличали большая строгость, стройность, симметричность, целый ряд элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны); использование русской традиции (ярусность, убывающая вверх масса).

Власти основное внимание по-прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Петербурга во многом определился в это время: в гранит оделись набережные Невы, построены здания Академии XVдожеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.

Выдающимся архитектором классического стиля был И.Е.Старов. Он являлся автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре. Таврический дворец послужил образцом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII- начала XIX веков. Другим великолепным образцом архитектуры классицизма являлся Дом Пашкова в Москве П.Е.Баженова.

С выходом к Черному морю и освоением приобретенных земель стали проектировать и строить новые города в Новороссии: Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Екатеринослав. В отличие от от регулярной застройки петровского времени, строительство новых городов основывалось на принципах классицизма, учитывался местный ландшафт.

Театр.Русский профессиональный театр был создан в Петербурге Ф.Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф.Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникают национальные профессиональные театры в Москве и других городах, где ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные, главным образом, французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII века их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры театра Шереметевых и особенно П.И.Ковалева (Жемчугова), получившую вольную и ставшей женой графа Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не так счастлива. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.

Русская культура во второй половине XVIII века сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, публичная библиотека, Академия XVдожеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная национальная культура русского народа.