Русская культура в первой половине XVIII века.
Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII века приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение в этом процессе имели петровские преобразования, которые привели к новой светской культуре, затронувшей главным образом господствующие классы.
Просвещение и наука.Потребность в светском образовании возникла уже в XVII веке. Однако государственная политика в отношении школы появляется только в годы петровских реформ, когда возросла острая необходимость в большом количестве образованных и просто грамотных людей. Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 г. (Навигатская школа) Позднее, в провинции возникает сеть так называемых цифирных школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий создают гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определенного плана, и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ).
Перед петровской школой стояли главным образом узкопрофессиональные задачи. В это время еще не задумывались о необходимости общеобразовательного характера обучения. Учеба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учебы). Большое количество дворян было отправлено на учебу за границу.
Следует отметить, что первоначально образование носило бессословный характер и только со временем возникают различные ограничения для получения образования низшими сословиями; появляются закрытые привилегированные учебные заведения для дворянских детей. Постепенно меняется быть, внешний облик, интересы прежде всего дворянства.
Важным событием и определенным итогом развития просвещения в петровское время было открытие в 1725 г.Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные ученые, в том числе знаменитый математик Эйлер. До ее основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. Такое же значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниями И.И.Шувалова и М.ВЛомоносова Московского университета вянваре 1755 г.
Светская направленность культуры определялась также введением гражданского алфавита, облегчавшего распространение в стране грамотности, европейского летоисчисления, увеличением издания книг светского содержания, выпуском первой печатной газеты «Ведомости».
Литература.Русская литература начала XVIII века мало отличалась от предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носили анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами и оборотами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер петровских преобразований. Возникает жанр повести («гистории»), самая известная из них - «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».
Первыми известными русскими писателям XVIII века были А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков и выдающийся деятель науки и культуры М.В.Ломоносов. Кантемир стал известен своими сатирами, бичующими пороки тогдашнего общества. Хотя собственные стихи Тредиаковского знамениты, прежде всего, своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с похвальными и торжественными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех их в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность.
Живопись.В изобразительном искусстве широкое распространение с начала века получает изготовление гравюр, зарождается портретный жанр. Петровские пансионеры, И.Н.Никитин и А.М.Матвеев, первые известные XVдожники-портретисты европейской школы, обучавшиеся живописи в Италии и Голландии. К числу их талантливых работ относят «Напольный гетман», «Петр 1 на смертном ложе» (Никитин), «Автопортрет с женой» (Матвеев). Среди иностранных XVдожников, работавших в России наиболее известен Л.Каравакк. Он прославился своими парадными портретами Анны Иоановны и ее окружения.
Архитектура.В архитектурном искусстве в наибольшей мере сказывается влияние власти. Правительство, например, запретило в 1714 г. каменное строительство по всей России, чтобы быстрее отстроить новую столицу. Крупное гражданское строительство могли финансировать государство или богатые слои населения. Их вкусы и пристрастья, объективное состояние инженерной мысли и техники, уровень развития архитектуры, творчество зодчих - все это вместе взятое определяло характер архитектурных сооружений.
В начале XVIII века интенсивно строился Петербург. Первые планы города принадлежали Д.Трезини и Ж.-Б.Леблону. Не все задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д.Трезини, по существу, первый архитектор Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города и составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М.Г.Земцов, П.М.Еропкин, И.К.Коробов. В 30-е гг. они возглавили «Комиссию о санкт-петербургском строении», созданную после страшного пожара 1737 г., завершив прокладку трех главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.
В это же время в русской архитектуре стал господствующим стиль барокко (букв. причудливый, странный). Для архитектуры барокко были характерны грандиозность, пышность, насыщенность декоративными украшениями. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное в пространстве XVдожественное целое.
Крупнейшим архитектором барокко был Б.Растрелли. Хорошо известны такие его работы, как Петергофский, Царскосельский, Зимний, Строгановский. Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был С.И.Чевакинский. Его замечательная постройка - Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.