Музыка.

Изобразительное искусство.

 

В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живо­писи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учени­ков Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему при­шлось выдержать упорную борьбу с художниками нового роман­тического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, всту­пившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.

Реализм утвердился только через посредство жанровой живо­писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве пер­вой половины XIX в. прочно связаны с именем Г. Курбе. Полити­ческие события нашли свое отражение в многочисленных офор­тах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Дж. Миллес, Д.Г.Россети и Х.Хант — составили союз, чтобы об­щими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализ­му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусст­ве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих ра­ботах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие един­ство при взгляде с некоторого расстояния.

 

 

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в му­зыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические эле­менты тесно переплетались с реалистическими. Такое переплете­ние характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце реалистической оперы, как «Кармен» Ж.Бизе.

Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно­вение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кру­гом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволно­ванную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф.Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, геро­ическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.

В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Р. Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Коль­ца Нибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком­позиторов, не разделявших его взглядов на музыку.