Государство и право в переход от капитализма к социализму 428
IX.
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮСТИЦИИ
Государство и право в переход от капитализма к социализму 423
приятия. Для контроля за финансовым положением предприятий в августе 1923 г. при СТО было создано Кредитбюро. В сентябре 1923 г. СНК издал Декрет «Об обязательном ведении торговых книг».
Часть контрольных функций взяла на себя РКИ. В марте 1922г. ВЦИК поручил РКИ контроль за расходованием денежных и материальных средств частных предприятий, полученных ими от госорганов. Однако органы РКИ не проводили ревизии самих частных предприятий и не вмешивались вихдеятельность. Этим занимались финансовые органы. Но в отношении арендных предприятий РКИ осуществляла контроль с точки зрения общего соответствия деятельности частного предприятия советским законам, в дополнение к этому РКИ наблюдала за условиями сохранности и эксплуатации частными лицами государственного имущества.
Репрессивные меры административного характера применялись к нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства. Частник подвергался взысканиям за нарушение правил ведения торговли, налоговой отчетности, охраны труда, соблюдения и публикации цен и т. п.
^ в |
В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В.И. Ленин возражал против принципа «двойного подчинения», настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.
ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на
помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.
На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)
Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.
Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.
В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различного рода юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.
В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоусройст-ве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создава-
лись специальные суды: военные трибуналы, военно-трано-портные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии (при СТО и губэ-косо).
Судьи и заседатели народных судов избирались губиспол-комами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды создаются во всех союзных республиках.
Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.
Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), при следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились «народные следователи», действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.
В декабре 1921 г. одиннадцатая Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Девятый Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дозна-