Феодальные государства на территории Руси (XII—XV вв.) 41

III.

ликий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Ви­зантии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие само­державной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило парал­лельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характер­ны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных фе­одалов, действовавшая постоянно на основе принципа мест­ничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вот­чинников становились монархами централизованного госу­дарства. Усиление их власти происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С идео­логических позиций эта власть представлялась в качестве обя­занности, общегосударственного, державного служения.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское государство. На вершине государственной ие­рархической пирамиды находится царская власть, не ограни­ченная ни политически, ни юридически. Царская власть ог­раничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепляется в середине XVI в., слово «самодержец» вводит­ся в официальный оборот в начале XVII в. Способами получе­ния власти были наследование и избрание.

Существо верховной власти не было выражено в законода­тельстве и не подлежало действию государственно установ­ленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником государст-игппоп власти.

Орган, который в литературе утверждается под названием «Боярская Дума», в правовых документах эпохи определялся


как «дума», «государев верх», «палата», «бояре, окольничьи и думные люди» и т. п. В XV— начале XVI в. Дума существует как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование государственного аппарата осуществля­лось по принципу местничества, в значительной мере вос­принятому из польско-литовской государственной традиции. Местничество, основанное на критериях знатности проис­хождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую корпорацию, снижало ка­чество государственных руководителей и подменяло общего­сударственные интересы сословными.

В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, участие в управлении и судебной деятель­ности. Решение этих вопросов основывалось не на правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приоб­ретению всей полноты власти («без царя и без слушания земли»). Одновременно с этим из Думы выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советни­ков («Избранная рада», «Ближняя Дума»—в середине XVI в.). Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая часть — окольничьи и дети боярские, «ко­торые в Думе живут». С XVII в. Думе появляются думные дво­ряне и думные дьяки. Численность Думы увеличивалась по мере превращения ее в специфический служебный орган и совет по делам управления.

Как верховный орган управления, Дума смыкалась с при­казами. Через приказы и приказный аппарат верховная власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип местни­чества.

С XVI в. дворцово-вотчинная система управления транс­формируется в приказно-воеводскую систему. Великие кня­зья дают своим боярам поручения «ведать» ту или иную об­ласть управления, т. е. «приказывать». Из этих поручений возникают специализированные, отраслевые органы управ­ления — приказы. В отличие от дворцовых ведомств приказы были более бюрократическими, техническими по характеру органами.

Рабочим аппаратом в приказной «губе» были «товарищи»,