Программное обеспечение
Аппаратные средства
Компьютер, мультимедиа проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства вывода звуковой информации, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства создания графической информации, устройства для создания музыкальной информации, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации, датчики, управляемые компьютером устройства.
1. Операционная система.
2. Файловый менеджер (в составе операционной системы).
3. Антивирусные программы.
4. Программа-архиватор.
5. Клавиатурный тренажер.
6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор. Растровый и векторный графические редакторы. Программа разработки презентаций. Электронные таблицы.
7. Звуковой редактор.
8. Простая система управления базами данных.
9. Система автоматизированного проектирования.
10. Виртуальные компьютерные лаборатории.
11. Программа-переводчик.
12. Система оптического распознавания текста.
13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
14. Система программирования.
15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем и др.).
16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
17. Программа интерактивного общения.
18. Простой редактор Web-страниц.
19. Педагогические программные средства поддерживающие преподавание информатики (обучающие, контролирующие, тренировочные и др.).
Приведенный перечень является ориентировочным, он отражает основные потребности содержания важнейших разделов программ курса.
Исходные документы для планирования уроков по информатике: базисный учебный план школы, определяющий место предмета информатики в учебном процессе; государственный общеобразовательный стандарт по информатике, программа курса, определяющая его содержание; тематический план, методические рекомендации к проведению уроков информатики, учебники по курсу информатики для учеников и учебные пособия для учителей.
2. Отличительной особенностью планирования и подготовки к урокам информатики при проведении занятий в КВТ следует считать необходимость продумывания всех аспектов включения в ткань урока фрагментов, предполагающих использование мудьтимедийного проектора и педагогических программных средств.
3. Приведем классификацию педагогических программных средств по информатике.
Демонстрационные программы предназначены для наглядного предъявления учащимся отдельных элементов учебного материал, иллюстрации новых понятий учебного предмета, показа определенных процессов и явлений.
Обучающие программы осуществляют процесс передачи ученику определенных знаний и обеспечивают некоторыми внутренними средствами необходимый уровень их усвоения, устанавливаемый с помощью обратной связи.
Программы-тренажеры используются для отработки и закрепления новых понятий и операционных навыков учащихся.
Контролирующие программы представляют собой специальную категорию тестирующих программ, предназначенных для контроля уровня знаний учащихся.
Игровые программы (имеются в виду учебно-ориентированные игровые программы) служат средством повышения мотивации учения.
Имитационно-моделирующие программы основываются на уникальной способности ЭВМ моделировать сложные процессы и явления, визуально воспроизводя их сущность на экране в наглядной графической форме.
Информационно-справочные системы учебного назначения предназначены для оперативного вывода необходимой информации по запросу школьника (или учителя) на экран или бумагу.
С распространением идеологии компьютерного обучения, предусматривающего использование педагогических программных средств, которые берут на себя все больше и больше учительских функций, становится актуальным вопрос об изменении роли и обязанностей учителя в условиях компьютерного класса. Не вдаваясь в детали дискуссии, которую ведут сегодня специалисты, отметим, что равнодействующая всех мнений вполне устойчиво сводится к главному тезису: ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях остается в том, чтобы быть надежным и дружественным помощником учителя и ученика.
Компьютер, вооруженный хорошими педагогическими программными средствами, помогает учителю совершенствовать стиль работы, перенимая на себя многие рутинные функции и оставляя учителю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения и воспитания. К тому же, например, такие важные компоненты учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссий, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся, учитель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностного общения учителя с учеником и родителями.
С помощью компьютера можно совершенствовать процесс обучения. По мнению многих специалистов, компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. По своим возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекает учащихся в учебный процесс, расширяет наборы применяемых учебных задач, позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности. Кроме того, компьютер позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.