В государственной Думе рассматривается законопроект, отменяющий плату за пользование геологической информацией, полученной за государственный счет.
Минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр составляет 10000 рублей.
Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом представленной информации, ее вида, потребительских свойств.
Максимальный размер платы не может превышать величины затрат государственной средств на геологическое изучение недр, в результате которго была получена данная информация.
Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах потребителя этой информации определяется Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с Методикой, утвержденной приказом МПР России от 15 декабря 205 года № 344 "Об утверждении методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучении недр".
При расчете конкретной платы за геологическую информацию учитывается:
1. количество объектов, по которым передается геологическая информация;
2. конкретный объем передаваемой геологической информации;
3. стадия геологического изучения, поиска, разведки и добычи;
4. вид геологической информации (первичная, вторичная);
5. потребительские свойства геологической информации.
Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.
Часть 4: «Государственный учет и государственная регистрация».
Государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством учета за изучением и пользованием недрами.
Учет осуществляется посредством:
1. статистического учета: установленные для недропользователей формы статической отчетности;
2. ведения реестра по регистрации работ на проведение геологического изучения;
3. ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых;
4. составления и ведения кадастра месторождений и других геологических объектов;
5. бухгалтерского учета.
Часть 5: «Статистическая отчетность в недропользовании».
Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием".
Формы статотчетности:
• №5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых";
• №6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропан, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа";
• №70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче";
• №71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрытых пород и отходов производства".
Постановлением Росстата от 4 июня 2007 года № 43 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых" ведены формы статотчетности за выполнением условий пользования недрами.
• №1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья";
• №2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых".
Часть 6: «Государственный баланс запасов полезных ископаемых».
Государственный баланс запасов полезных ископаемых – является правовой формой учета состояния минерально-сырьевой базы по видам полезных ископаемых
С его помощью достигается систематизация информации о состоянии минерально-сырьевой базы отдельно по каждому виду полезных ископаемых:
• учет количества запасов полезных ископаемых;
• учет их разведанности и освоенности на основе классификации запасов полезных ископаемых.
Обеспечивается достоверность количественных и качественных оценок минерального сырья.
Государственному балансу запасов полезных ископаемых посвящена ст. 31 Закона РФ "О недрах".
Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен включать в себя сведения о запасах каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, а именно сведения:
• об их количестве, качестве и степени изученности;
• об их размещении;
• о степени промышленного освоения, добыче, потерях;
• об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
Часть 7: «Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых».
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (статья 30 Закона РФ "О недрах") ведется в целях обеспечения разработки федерального и регионального программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:
1. включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие:
1. количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;
2. содержащиеся в них компоненты;
3. условия разработки месторождения:
а) горнотехнические;
б) гидрогеологические;
в) экологические;
г) другие;
2. содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению;
3. включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся ФОУГФН:
• на основе геологической информации недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр;
• на основе государственной отчетности недропользователей, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.
Эта информация сдается в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом РФ "О недрах", в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 32 Закона РФ "О недрах).
Часть 8: «Классификация запасов ПИ».
Классификация запасов полезных ископаемых утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Приказом МПР России от 01 ноября 2005 года №298 утверждена новая классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов.
Однако, она не вступила в силу, и сейчас ведется работа по внесению в данную классификацию, чтобы она лучше учитывала экономические параметры разработки запасов.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в соответствии с приказом МПР России от 15 декабря 2006 года № 286 "Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса".
Часть 9: «Государственная регистрация и государственный реестр».
Государственной регистрации и включению в государственный реестр подлежат (ст.28 Закона РФ "О недрах"):
• работы по геологическому изучению недр;
• участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых;
• участки недр, предоставленные в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственная регистрация и ведение государственного реестра осуществляется по единой системе в порядке, устанавливаемом ФОУГФН.
Административный регламент Роснедр по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, утвержденный приказом МПР РФ от 8 декабря 2007 года № 261.
Часть 10: «Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых».
Государственная экспертиза проводится для создания условий для рационального комплексного использования недр, предоставляемых в пользование (статья 29 Закона РФ "О недрах").
Государственной экспертизе подлежат запасы полезных ископаемых разведанных месторождений.
Предоставление в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения.
При этом, представляемые на государственную экспертизу геологические материалы должны позволить дать объективную оценку:
• количества и качества запасов полезных ископаемых;
• их народно-хозяйственного значения;
• горнотехнических, гидрогеологических и других условий их добычи.
Правительство РФ устанавливает порядок проведения государственной экспертизы запасов ископаемых, которая должна предшествовать предоставлению недр в пользование, и размеры платы за нее.
Порядок установлен "Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение", утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 года № 69.
Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.
Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователем недр перед предоставлением материалов и зачисляется в федеральный бюджет.
Размер платы зависит от вида полезного ископаемого и вида экспертизы (исследуемых документов и материалов) и составляет от 10 тыс. руб. до 320 тыс. руб.
Проведение экспертизы осуществляется государственным учреждением уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Минприроды РФ.
С целью проведения экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию.
Состав комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения.
Количество штатных работников в составе не может превышать 30% общего числа ее членов.
Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.
Срок проведения экспертизы не должен превышать 90 дней и в случае необходимости получения дополнительной информации может быть продлен до 60 дней.
Заключение экспертизы направляется заявителю в течение 5 дней со дня его утверждения Федеральным агентством по недропользованию.
Государственная экспертиза в части общераспространенных полезных ископаемых (галька, песок, гравий, глина, некоторые виды известняка и т.д.) в соответствии с Законом организуется органом исполнительной власти субъекта РФ.
Тема: «Платность при пользовании недрами.»
План лекции №8:
16. Система платежей при пользовании недрами;
17. Платежи за пользование недрами;
15. Разовые платежи за пользование недрами;
1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных в лицензии;
2. Сбор за участие в конкурсе (аукционе);
3. Сбор за выдачу лицензии;
16. Регулярные платежи за пользование недрами;
18. Налоги и сборы;
19. Налог на добычу полезных ископаемых;
1. Объекты налогообложения НДПИ;
2. Ставка НДПИ;
3. Дифференциация НДПИ;
4. Дифференциация НДПИ на территориях с неразвитой инфраструктурой и тяжелыми географическими и климатическими условиями;
20. Этапы и стадии геологоразведочных работ на нефть и газ;
Часть 1: «Система платежей при пользовании недрами».
Платность пользования недрами – один из основных принципов недропользования в РФ, отражающий общественную значимость недр и их значение для живущего и будущего поколения граждан РФ как общественного достояния.
Плата за пользование недрами через платежи и налоги распределяется между всеми гражданами страны.
Часть 2: «Система платежей при пользовании недрами».
Система платежей при недропользовании установлена частью 5 Закона РФ "О недрах":
1. Платежи за пользование недрами: регулируются Законом РФ "О недрах"
2. Налоги и сборы: регулируются налоговым кодексом РФ.
Виды платежей:
1. Разовые платежи: уплачиваются разово при наступлении какого-либо события или свершении какого-либо действия;
2. Регулярные платежи: регулярные платежи за пользование недрами.
Часть 2.1: «Разовые платежи за пользование недрами».
Виды разовых платежей за пользование недрами (статья 40 Закона РФ "О недрах"):
1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
3. сбор за выдачу лицензий;
4. плата за геологическую информацию о недрах.
Часть 2.1.1: «Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных в лицензии».
Событиями, при наступлении которых может возникнуть обязательства по уплате разового платежа, могут быть:
• открытие месторождения (в том числе открытие месторождений с определенными запасами);
• подписание соглашения (о реализации очередного этапа, об осуществлении инвестиций, и т.д.);
• достижение определенного уровня добычи и т.д.
Минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в размере не менее 10% величины суммы НДПИ в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.
Точный расчет стартового платежа при проведении аукционов проводится в соответствии с Методикой расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России от 30 сентября 2008 года № 232 (в редакции от 14.05.2009).
При расчете точного размера стартового платежа учитывается:
• размер месторождения;
• стоимость (цена) ПИ за период 6 месяцев;
• состояние инфраструктуры в месте расположения месторождения;
• степень его изученности.
Окончательный размер разовых платежей за пользование недрами устанавливается по результатам конкурса или аукциона и фиксируется в лицензии на право пользования недрами.
Разовые платежи устанавливаются в денежном выражении.
Пример формулировки о разовых платежах в лицензионном соглашении:
п.5.2 "Недропользователь обязан в течении 30 банковских дней со дня государственной регистрации лицензии уплатить разовый платеж за пользование недрами в размере 55 000 000 рублей".
Разовые платежи за пользование недрами зачисляются в федеральный бюджет субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Часть 2.1.2.: «Сбор за участие в конкурсе (аукционе)».
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки.
Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сбор за участие в конкурсе или аукционе обратно не возвращается.
Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) составляет порядка 100-200 тыс. рублей и поступает в доход федерального бюджета.
Часть 2.1.3: «Сбор за выдачу лицензии».
Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче лицензии на право пользования недрами, а также при переоформлении лицензии.
Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии и составляет около 15-20 тыс.рублей.
Сумма сбора за выдачу лицензий на право пользования участком недр поступает в доход федерального бюджета.
Сумма сбора за выдачу лицензии на право пользования участком недр, содержащем ОПИ или участком недр местного значения, поступает в доход бюджета субъекта РФ.
Часть 2.2: «Регулярные платежи за пользование недрами».
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на осуществление установленных законом видов пользования недрами:
• поиск и оценка месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых;
• геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений;
• пользование для целей, не связанных с добычей ПИ, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ. За исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых:
• на территории РФ;
• на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ;
• за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
Регулярные платежи устанавливаются как за пользование недрами с целью добычи ПИ, так и для целей, не связанных с добычей ПИ, таких как для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, в том числе для строительства искусственных сооружений и прокладки кабелей и трубопроводов подводой.
Регулярные платежи за пользование недрами НЕ ВЗИМАЮТСЯ за:
1. пользование недрами для регионального геологического изучения;
2. пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
3. разведку ПИ на месторождениях в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих ПИ.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
• экономико-географических условий;
• размера участка недр;
• вида ПИ;
• продолжительности работ;
• степени геологической изученности территории;
• степени риска.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю.
Ставки платежей за право пользования недрами зависят от этапа и стадии геологического процесса:
1. ставки, установленные за проведение работ по поиску и оценке месторождений ПИ: за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений;
2. ставки, установленные за проведение работ по разведке месторождений: за площадь участка недр, на который запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади недр в год.
конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается ФОУГФН или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.
Размер минимальной и максимальной ставки устанавливается статьей 43 Закона РФ "О недрах".
Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и разведки месторождений ПИ (руб. за кв.км) | ||
Минимальная | Максимальная | |
Углеводородное сырье | ||
Углеводородное сырье на континентальном шельфе РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ | ||
Драгоценные металлы | ||
Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки ПИ (руб. за кв.км) | ||
Минимальная | Максимальная | |
Углеводородное сырье | ||
Углеводородное сырье на континентальном шельфе РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ | ||
Драгоценные металлы |
Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается в себестоимость продукции.
Регулярные платежи за пользование недрами уплачивается пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляется в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Минфином России по согласованию с Минприроды России.
Часть 3: «Налоги и сборы».
Все возможные виды налогов и сборов, а также все вопросы, связанные с порядком их начисления и взимания, устанавливаются и регулируются законодательством о налогах и сборах (Налоговым кодексом РФ).
В недропользование существует специальный вид налога – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Другие виды налогов и сборов не имеют отраслевой специфики, такие же как и для предприятий в других отраслях экономики.
Часть 4: «Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)».
Вопросы налогообложения регулируются налоговым законодательством РФ.
Вопросам взимания налога на добычу полезных ископаемых посвящена глава 26 Налогового кодекса (НК РФ).
Плательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст. 334 НК РФ).
Часть 4.1.: «Объекты налогообложения НДПИ».
Объектами налогообложения ЯВЛЯЮТСЯ(ст.336 НК РФ):
1. полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
2. полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ "О недрах";
3. полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном в пользование.
Объектами налогообложения НЕ ПРИЗНАЮТСЯ:
1. ОПИ и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов ПИ, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно ля личного потребления;
2. добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
3. полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
4. полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
5. дренажные подземны воды, не учитываемые на государственном балансе запасов ПИ, извлекаемых при разработке месторождений ПИ или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
Часть 4.2.: «Ставка НДПИ».
Налоговая ставка:
Адвалорная ставка – в % за ед. добытого сырья
Специальная ставка – в рублях за ед. добытого сырья.
НЕФТЬ: 419 рублей за 1 тонну нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв):
НДПИ=419 руб.*Кц*Кв
1. Кц=(Ц-15)*Р/261
где Ц – средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс", выраженный в долларах США за баррель;
Р – среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ.
2. Кв=1, если не используется прямой метод учета количества добытой нефти на конкретном участке недр;
Кв=0,3, если степень выработанности больше 1;
Кв=3,8-3,5*N/P, если степень выработанности от 0,8 до 1.
где N – сумма накопленной добычи с учетом потерь;
P – начальные извлекаемые запасы на 01.01.2006 без учета потерь и списания (АВС1С2).
ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ: 17,5% при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.
ГАЗ: 147 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья.
РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ: 4,8% при добыче кондиционных руд.
Часть 4.3.: «Дифференциация НДПИ».
Дифференциация НДПИ – введение разных ставок налога для одного вида ползеных ископаемых в зависимости от критериев дифференциации.
Существующий принцип дифференциации НДПИ предусматривает кроме базовой ставки НДПИ, для вида ПИ, так же нулевую ставку НДПИ в зависимости от различных условий.
Налоговое обложение производится по налоговой ставке 0% при добыче:
1. любых ПИ в части нормативных потерь ПИ;
2. попутного газа;
3. подземных вод, содержащих ПИ (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов Пи, и извлекаемых при разработке месторождений ПИ, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
4. ПИ при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов ПИ.
Налогообложение добычи нефти производится по налоговой ставке 0% для следующих территорий;
1. территории с неразвитой инфраструктурой и тяжелыми географическими и климатическими условиями:
1. Восточная Сибирь;
2. моря Северного Ледовитого океана и Охотское море;
3. Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря;
4. Тимано-Печорская НГП;
2. для регионов с падающей добычей:
1. Республики Татарстан, Башкортостан.
Часть 4.4.: «Дифференциация НДПИ на территориях с неразвитой инфраструктурой и тяжелыми географическими и климатическими условиями».
1. Ставка 0% устанавливается для Восточной Сибири – участков недр, расположенных полностью или частично в границах:
1. Республики Саха (Якутия);
2. Иркутской области;
3. Красноярского края;
1. до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участков недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензий на право пользования недрами для целей разведки и добычи ПИ;
2. или не превышает 15 лет или равен 15 годам для совмещенной лицензии.
2. Ставка 0% устанавливается для добычи нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ
1. до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участков недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи ПИ;
2. или не превышает 15 лет или равен 15 годам для совмещенной лицензии с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
3. Ставка 0% устанавливается для добычи нефти на участке недр, расположенном полностью или частично в Азовском и Каспийском морях
1. до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи ПИ;
2. или не превышает 12 лет или равен 12 годам для совмещенной лицензии с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Часть 5: «Этапы и стадии геологоразведочных работ на нефть и газ».
В соответствии с приказом МПР от 7 февраля 2001 года № 126 утверждено "Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ".
Оно определяет последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в РФ, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа.
Геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяется на:
• региональный;
• поисково-оценочный;
• разведочный этапы с выделением в них стадий.
1. Региональный этап
1. Стадия прогноза нефтегазоносности;
2. Стадия оценки зон нефтегазонакопления;
2. Поисково-оценочный этап
1. Стадия выявления объектов поискового бурения;
2. Стадия подготовки объектов к поисковому бурению;
3. Стадия поиска и оценки месторождений (залежей);
3. Разведочный этап
Тема: «Ответственность за нарушение законодательства при изучении и освоении участков недр.»
План лекции №9:
21. Виды ответственности;
22. Виды нарушений ответственности;
23. Порядок разрешения споров;
24. Возмещение причиненного вреда;
Часть 1: «Виды ответственности».
Нарушение законодательства о недрах и об охране окружающей среды кроме возможного ограничения, приостановления и досрочного прекращения права пользования недрами может повлечь иные виды ответственности, предусмотренные законодательством РФ.
Виды нарушений, за которые возникает ответственность, изложены в Законе РФ "О недрах".
Виды ответственности за нарушение законодательства о недрах устанавливается разделом 6 РФ "О недрах".
В соответствии со статьей 49 возникают следующие виды ответственности:
1. Административная (штраф) (КоАП);
2. Уголовная (штраф, лишение свободы) (УК РФ).
Если нарушения законодательства о недрах привели к нанесению вреда, возникновению убытков и неполученной прибыли в результате действия или бездействия юр.лиц и организаций, а также государственных органов, то в соответствии с законодательством РФ может возникать гражданская ответственность с ГР РФ.
Вопросы возмещения вреда при пользовании недрами рассматриваются в статье 51 Закона "О недрах" "Возмещение причиненного вреда".
Часть 2: «Виды нарушений ответсвенности».
1. Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона РФ "О недрах", являются недействительными. Общие положения о недействительности сделок закреплены в ГК РФ.
Недействительные сделки подразделяются на оспоримые и ничтожные:
1. Оспоримые сделки недействительны в силу признания их таковыми судом;
2. Ничтожные сделки – не соответствующие требованиям законодательства о недропользовании, являются недействительными независимо от признания суда.
Недействительная сделка – не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Она недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить в натуре, возместить его стоимость в деньгах.
2. Предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом РФ "О недрах".
Специальной нормы, предусматривающей ответственность за незаконное предоставление лицензий на право пользования недрами, не имеется.
В случае отсутствия причинения указанным деянием каких-либо значительных нарушений прав и законных интересов общества, граждан и государства, ответственность наступает по ст. 19.1 КоАП РФ за самоуправство.
При наличии в действиях правонарушителя корыстной или иной личной заинтересованности, а также при условии причинения его деяниями существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, ответственность наступает по ст. 285 УК РФ за злоупотребление полномочиями.
Если мотивом в действиях правонарушителя является не корысть либо иная личная заинтересованность, а любой другой мотив, то ответственность наступает по Ст. 286 УК РФ за превышение полномочий.
3. Нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами
1. Самовольное пользование недрами
1. Пользование недрами без лицензии либо с нарушением лицензионных условий.
Ответственность возникает в соответствии со ст. 7.3. КоАП РФ.
В соответствии с КоАП РФ, рассмотрение дел об указанной категории правонарушений осуществляется органами Росприроднадзора и Ростехнадзора.
На составление протоколов о правонарушении уполномочены сотрудники органов внутренних дел (милиция), Ростехнадзора, Росприроднадзора.
Возбудить административное дело по указанной статье вправе также прокурор.
2. Самовольная добыча янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде без наличия разрешения (лицензии) наказуемы в соответствии со ст. 7.5. КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об указанной категории правонарушений рассматривают судьи.
Возбудить дело о таком правонарушении в соответствии с ч. 2 ст.28.3 вправе должностные лица органов Ростехнадзора либо органов МВД (милиция) и прокурор.
2. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов ПИ, и другие нарушения рационального использования недр, приводящие к порче месторождения.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить:
• соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
• соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки ПИ;
• ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
Ответственность возникает в соответствии со ст. 8.10 КоАП РФ.
Дела об указанных административных правонарушениях, рассматривают должностные лица органов Росприроднадзора и Ростехнадзора.
На составление протоколов уполномочены эти же федеральные органы. Возбудить дело вправе также прокурор.
3. Нарушение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связаны с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение природного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации.
Основные требования по охране и рациональному использованию недр содержаться в ст. 23 Закона РФ "О недрах".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ.
Дела об указанном административном правонарушении вправе рассматривать должностные лица органов Ростехнадзора и Росприроднадзора. Возбудить административное дело вправе они же и прокурор.
В случае если указанное правонарушение повлекло причинение значительного ущерба, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.225 УК РФ.
4. Нарушение права собственности на геологическую и иную информацию о недрах и ее конфиденциальности.
1. Утрата геологической документации, дубликатов проб ПИ и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений, наказуемы в соответствии со ст. 8.11 КоАП РФ.
Дела об указанном правонарушении рассматриваются дополнительными лицами Росприроднадзора и Ростехнадзора.
4. Уклонение от безвозмездной передачи одного экземпляра копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографогеодезический фонд РФ (ст.7.25 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются Роскартографией.
5. Иные нарушения права собственности на информацию о недрах в зависимости от фактических обстоятельств дела могут быть квалифицированы как различные формы хищения, шпионаж, государственная измена, диверсия.
6. Иные нарушения конфиденциальности информации регулируются гражданским законодательством, либо законодательством о государсвенной тайне.
5. Самовольная застройка площадей залегания ПИ.
Условия застройки площадей залегания ПИ определены в ст.25 Закона РФ "О недрах".
Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ст. 7.4 КоАП РФ.
В случае если указанное правонарушение повлекло причинение значительного ущерба, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 225 УК РФ.
Рассматривать дела данной категории вправе должностные лица Ростехнадзора, возбудить административное дело вправе они же, должностные лица органов внутренних дел (милиция) и прокурор.
6. Систематическое нарушение порядка внесения платы при пользовании недрами.
В случае указанного правонарушения задолженность взыскивается в соответствии с гражданским законодательством.
7. Не приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ.
8. Невыполнение требований по проведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений ПИ, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.
Данное нарушение наказуемо в соответствии со ст. 8.10 КоАП РФ. Порядок ликвидации и консервации определен в ст. 26 Закона РФ "О недрах".
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных с.8.10 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов Росприроднадзора и Ростехнадзора.
Часть 3: «Порядок разрешения споров».
Регулируется ст.50 Закона РФ "О недрах", а также ГПК РФ и АПК РФ.
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством.
В суде или арбитражном суде рассматриваются:
1. финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
2. обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону РФ "О недрах".
Под действием и бездействием в юридической практике понимается такое обобщенное понятие, как деяние, либо ненамеренный акт.
3. обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей среды.
По взаимной договоренности сторон имущественные споры, связанные с пользованием недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
Споры оп вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции согласно условиям указанных соглашений.
Часть 4: «Возмещение причиненного вреда».
Вопросы возмещения причиненного вреда регулируются ст.51 Закона РФ "О недрах".
При причинении вреда пользователю недр в результате деятельности предприятия, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в:
• нарушении естественных свойств недр;
• создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, возникают отношения, регулируемые гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части 2 ГК РФ, в соответствии с чем вред подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, граждан, средств соответствующих бюджетов.
Подлежит возмещению вред, причиненный государству в случае, если участок недр не предан в пользование.
Размер вреда определяется федеральными органами управления государственным фондом недр (ФОУГФН).
Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ.
Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания ПИ прекращается без возмещения затрат произведенных за время незаконного пользования недрами.
Практика реализации Закона РФ "О недрах" выявила ряд существенных недостатков в правовом регулировании вопросов возмещения вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр:
1. статья 51 Закона РФ "О недрах" связывает обязанность возмещения вреда государству с наступившими в результате действий пользователя недр только такими последствиями, как:
1. выборочная отработка богатых участков месторождений ПИ;
2. порча месторождения ПИ;
3. создание условий частично или полностью исключающих дальнейшее пользование недрами.
В других случаях нарушения законодательства РФ о недрах обязанность по возмещению вреда не предусмотрена.
2. в действующей редакции статья 51 Закона РФ "О недрах" отсутствуют нормы, позволяющие на уровне подзаконного акта установить порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, что не позволяет обеспечить единую методологию расчета размера причиненного вреда.
В результате, возмещение причиненного государству вреда либо не осуществляется, либо осуществляется в объеме, недостаточном для компенсации расходов государства, связанных с необходимостью проведения работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр, поиску и оценке новых месторождений ПИ.
Для устранения выявленных недостатков Минприроды России готовит поправки в статью 51 Закона РФ "О недрах", и проект Порядка расчета вреда, причиненного государству в результате пользования недрами.
Однако наиболее сложным представляется подготовка Методики расчета вреда, в которой необходимо будет определить и установить непосредственные параметры и критерии для расчета, и зависимости между этими параметрами и рассчитываемым вредом.
Тема: «Вопросы, недостаточно освещенные ранее».