Эллинистический период (III-I вв. до н.э.) 4 ч

Классический период (VII-IV вв. до н.э.). 10 ч

Греческая лирика классического периода.

Историческая ограниченность и условность термина «лирика». Истоки греческой лирики. Лирика вокальная и декламационная, сольная и хоровая. Судьба жанров греческой лирики.

Декламационная лирика: Архилох (ямб), Солон, Мимнерм (элегия).

Мелическая поэзия: Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Хоровая лирика: ее истоки, основные темы, художественное своеобразие. Творчество Пиндара и Вакхилида.

Драма: ее происхождение, основные виды (трагедия, сатировская драма, комедия). Значение культа Диониса. Организация драматических состязаний. Структура драмы.

Эсхил – «Отец трагедии». Новаторство Эсхила, эволюция его творчества. Трагический конфликт и его разрешение. Проблематика и структура трагедий. «Персы», «Прометей прикованный». Трилогия «Орестея» – интерпретация мифа об Атридах.

Софокл – поэт высшего расцвета афинского общества. Драматургические нововведения Софокла. Проблема героя. Сущность трагического конфликта. Проблематика и художественное своеобразие трагедий «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

 

Еврипид. Драматургическое новаторство Еврипида. Изображение отдельной личности, ее внутреннего разлада, проблема страстей. Новое восприятие мифа, переосмысление героичности. Трагедия «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Женские образы в трагедиях.

 

Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, происхождение комедии. Основные средства и приемы комедийного искусства (социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, пародия, карикатурность, гротеск, фантастика).

Аристофан – «отец комедии». Периодизация его творчества. Проблематика и художественное своеобразие комедий «Облака», «Лягушки», «Птицы», «Богатство». Фольклорные истоки комедий Аристофана.

Эволюция греческой комедии: комедия средняя и новая. Своеобразие «новой комедии» Менандра.

 

Проза. Античная классификация прозы – историография, красноречие, философия. Первые греческие историки – логографы. «История» Геродота – соотношение повествовательного и научного стилей. Мировоззрение и художественные принципы Фукидида. Ксенофант и искусство создания литературно-исторического портрета.

Основные виды ораторского искусства. Становление риторики. Судебное, политическое, эпидейктическое красноречие. Разнообразие содержания и богатство форм судебных речей Лисия. Публицистическая и педагогическая деятельность Исократа. Общественная и ораторская деятельность Демосфена.

Философская проза. Натурфилософия V в. до н.э. Демокрит. Возникновение классической греческой философии (Сократ). Объективный идеализм Платона. Политическое учение Платона («Государство», «Законы»). Художественная форма диалогов Платона («Федон», «Пир», «Федр»). Жизненный и творческий путь Аристотеля. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля («Поэтика», «Риторика»). Учение о трагедии.

 

Новый этап в истории античного общества. Походы Александра Македонского. Новые политические и культурные центры. Александрия. Музей и библиотека. Рождение филологии. Изменение отношения к социальной действительности.

Стоицизм, эпикуреизм, кинизм. Интерес к характеру и поведению личности («Характеры» Феофраста). Новоаттическая комедия. Основные этапы творчества Менандра. Проблематика и художественное своеобразие его комедий («Брюзга», «Отрезанная коса», «Третейский суд»).

 

Эллинистическая поэзия.

Ученые поэты. Развитие новых жанров. Эпиллий, идиллия, повествовательная элегия, эпиграмма. Ученая и литературная деятельность Каллимаха. Идиллии Феокрита. «Аргонавтика» Аполлония Родосского.