Количественный (кардиналисткий) подход к анализу полезности

Понятие полезности

Понятие полезности.

Лекция № 4. Теория потребительского выбора

 

Вопросы:

4.2. Количественный (кардиналистский) подход к измерению полезности.

4.3. Порядковый (ординалистский) подход к измерению полезности.

4.4. Кривые безразличия.

4.5. Бюджетная линия. Равновесие потребителя.

4.6. Реакция потребителей на изменение дохода и цены.

Основные понятия:

Полезность, предельная полезность, кривая безразличия, карта безразличия, набор безразличия, равновесие потребителя, бюджетная линия, кривая «доход-потребление», кривая «цена-потребление».

 

 

В историю экономической мысли прочно вошел сформулированный Адамом Смитом во время лекции в университете города Глазго парадокс о «воде и алмазе» («парадокс ценности»). Его суть выражалась в вопросе: что полезнее вода или алмазы? Несмотря на то, что вода для человека куда полезнее, чем алмаз, цена на последний гораздо выше. Почему?

Желание разрешить парадокс "вода - алмаз" подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Это направление экономической мысли называется "маржинализмом" (marginal - предельный).

Целевой функцией потребителя является максимизация им своего удовлетворения от потребляемых благ. Он стремится приобрести такой набор товаров, чтобы, не выходя за пределы своего бюджета получить наибольшую сумму полезности. Иначе говоря, потребитель стремится максимизировать полезность в условиях определенных бюджетных ограничений. Т.о., полезность- способность блага удовлетворять потребность.

Полезность выступает как основа для сопоставления разнообразных потребностей. Сам термин "полезность" был введен английским философом Иеремией Бентамом, основателем утилитаризма (utility - полезность). Полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Например, курильщик оценивает полезность сигарет весьма высоко, хотя курение вредит его здоровью, и он знает об этом.

Потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных товаров. Известны два подхода к решению этой проблемы: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

 

В последней трети 19 века У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности. Ее разделял и А. Маршалл.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности в неких гипотетических единицах – "ютилах". Например, потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, 2 яблок – 38 ютилов, 2 яблок и 1 конфеты – 50 ютилов и т.д. Т.е. предполагается, что потребитель может количественно оценить в ютилах любой потребляемый им товарный набор. Это можно записать в виде функции общей полезности:

 

Общая полезность (TU) находится в зависимости от объемов потребления товаров А, В, Z (QA, QB, QZ ).

Хотя, вообще говоря, потребности людей безграничны, потребность в определенном товаре может быть удовлетворена в пределах ограниченного промежутка времени, пока вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько определенных товаров и услуг, сколько пожелают. И чем больше потребитель получает данный продукт, тем меньше его стремление к получению дополнительных единиц данного продукта.

Для обозначения добавочной полезности или удовлетворения извлекаемого потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции было введено понятие "предельной полезности":

 

Другими словами, это прирост общей полезности при увеличении объема потребления одного товара на одну единицу.

В верхней части рисунка изображена функция общей полезности. Предполагается, что чем больше объем потребления товара, тем большую полезность получает потребитель. Эта функция имеет точку максимума, после которой она становится убывающей. Когда функция TU достигает точки max функция предельной полезности MU = 0.

Принцип убывающей полезности MU называют первым законом Госсена (немецкого экономиста). Этот закон аналогичен основному психофизическому закону, характеризующему связь между силой раздражителя и интенсивностью ощущений. Согласно этому закону если раздражения равной интенсивности повторяются в течение определенного времени, то интенсивность ощущений снижается. Таким образом, принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что за относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не меняются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать.

Потребитель достигает max удовлетворения, если он распределяет свои деньги (доход) на покупку различных товаров таким образом, что выполняется равенство:

 

 

где MUА, MUВ, MUZ – предельная полезность товаров А, В, Z.

РА, РВ, РZ – цены этих товаров.

Это выражение получило название второго закона Госсена.

Его можно сформулировать так:

Полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.