Тема 14. Процесс объективации внутреннего духовного мира человека

Понятие «объективация» - это процесс любой человеческой деятельности, сочетающий функции внутреннего духовного мира и физического тела человека. Процесс объективации - основное содержание человеческой деятельности в виде объективно создаваемых объектов среды обитания человека. Результаты деятельности человека есть реализованные (объективированные) продукты духовного мира человека.

Духовный мир человека есть результат действия сознания; человек есть инструмент по реализации сознания; цивилизация есть продукт работы сознания человека и средство для сохранения особой формы жизни сознания – человека. Объективация возможна только в процессе предметной материальной деятельности человека. Преемственность и временные рамки данного процесса (объективной реальности) в поколениях людей.

Три вывода из факта материализации сознания:

1) история общества – это продукт объективации духовного мира человека и суммированное выражение его деятельности, результат самореализации людей ( их субъективности и индивидуальности);

2) раскрытие первопричины деятельности сознания как источника духовного мира человека позволит понять природу поступков человека, в том числе определяющих исторический процесс человечества;

3) на нынешнем этапе знания существует возможность оценить функциональную активность духовного мира человека только по внешним проявлениям человеческой деятельности, то есть проведение антропологической экспертизы отдельного лица, общности людей, государства не может претендовать на абсолютную полноту и достоверность.

Антропологическая экспертиза - исследование соответствия внешних (социальных) форм деятельности человека и/или общества задачам и путям реализации внутренней человеческой природы.

Антропологическая экспертиза отдельного лица – самопознание, осуществляя которое человек соотносит себя и свою деятельность со своим видением себя и мира и с мнением окружающих. Антропологическая экспертиза общества – осмысление и оценка состояния человека как первичного субъекта, творца и носителя всего общественного содержания в общем объеме всех социальных преобразований (политических, экономических, культурных) с учетом интересов развития человека. В настоящее время в экспертизах преобладает односторонняя позиция оценки условий и средств достижения общественных целей, полагая что социальные реформы - это реформы материально-вещественной жизни с количественной стороны. При этом теряется интерес к качеству духовных потребностей человека и условий развития его внутреннего духовного мира.

Необходимость теоретической разработки и регулярного практического осуществления антропологической экспертизы. Этапы социально-антропологического исследования: 1) процессы духовного мира человека; 2) процессы объективации духовного мира; 3) реальные социальные проявления (формы); 4) результаты антропологической экспертизы.

Дополнительно.

Исторический взгляд на процесс объективации как реализацию функций сознания человека и как основное содержание человеческой деятельности. Необходимость существования материи в виде двух структур - сознания и физического тела – для осуществления процесса объективизации. Человеческая деятельность и вторая природа человека в виде создаваемых им объектов среды своего обитания. «Вторая природа» как реализованные продукты духовного мира человека. Предметная материальная деятельность человека как обязательное условие для осуществления процесса объективации.

Материальность духовного мира человека. Сознание как особый вид материи. Индивидуальность и общность сознания людей. Человек как « инструмент» по реализации сознания. Цивилизация (исторический процесс) как продукт работы сознания многих поколений людей. Рамки объективной реальности данного процесса для каждого поколения людей. Необходимость существования второй природы человека. Биологическая и социальная роль существования второй природы человека.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. С-Петербург:Изд-во «Лань», 1997. – 188 с.

Дополнительная литература

1.Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы филосифии,1989, №2

2.Барулин В.С. Философско-социальная антропология. М.1994

3.Бердяев Н.А. О назначении человека. М.1993.

4. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.1994

5.Гуревич А.Я.Социальная история и историческая наука //Вопросы философии,1990, №4

6. Горелов А.А.Концепции современного естествознания. с.130-173

7. Камю А. Бунтующий человек. М. 1990

8. Коломеец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.1993

9. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души.//Вопросы физиологии.1990, №7

10. Любутин К.И. Человек в философском измерении от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.

11. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии, 1990, №10

12.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.1980

13.Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М.1980

14. Фромм Э. Духовная сущность человека. // Философские науки, 1990, №№ 8,9

15. Фромм Э. Иметь или быть? М.1988

16.Шелер М. Положение человека в Космосе. // Проблема человека в западной философии. М.1988

17. Юнг К.Т. Проблема души современного человека // Вопросы философии. 1989, №1

18.Назарук М.М. Основи екології та соціоєкології. Львів, Афіша, 1999.- с.65 – 99

23.Гроф С. Психология будущего. Пер.с англ. М.: «Изд АСТ», 2001.- 476 с.

24. А.В.Минченков, Н.Б.Елпидифоров. Методы структурной психосоматики. СПб.: «ЮВЕНТА», 2001,409с.

25.В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. Москва, «Наука», 1989.- 261 с.

26. В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление. Москва, 1991.- 271 с.