Чеченский 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг.,
Приднестровский 1992 г.,
Грузино-абхазский 1992-1994 гг.,
Грузино-югоосетинский 1991-1992 гг.,
Карабахский (армяно-азербайджанский) 1988-1994 гг.,
ЭТНОТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Наибольшее количество постсоветских конфликтов связано с этнотерриториальным фактором. Все множество причин территориально-этнических притязаний и конфликтов на постсоветском пространстве исследователи объединяют в шесть основных групп:
1. Спорность линий границ, связанная с ее изменениями, а соответственно, и с изменениями национально-государственной принадлежности территории
2. Спорность принадлежности и статуса территориальной единицы, связанная с их изменениями, а также с упразднением или слиянием автономий;
3. Отсутствие автономии у отдельных этнических групп, имеющих государственность на других территориях или не имеющих ее вообще;
4. Этническая неоднородность национально-государственных образований (например, национальных автономий);
5. Этническая, историческая, конфессиональная, культурная, экономическая общность территорий, разделенных национально-политическими границами, либо, напротив, своеобразие какой-либо части территории по упомянутым признакам;
6. Невозможность проживания народа на данной территории (как следствие депортаций, заявлений об исключительности прав одного этноса на его «исконные» территории и т. д.).
В одном только Среднеазиатском регионе насчитывалось более 50 территориально-этнических спорных вопросов, что связано с этнической и культурной мозаичностью населения региона, молодостью существующих национальных государств, несовпадением ареалов расселения этносов в прошлом и настоящем. Кроме того, зафиксированы требования политической автономии со стороны представителей некоторых этнических меньшинств (уйгуров в Казахстане, немцев в Казахстане и Киргизии, корейцев в Узбекистане и Казахстане, русских в Северном Казахстане, курдов в Туркменистане).
В целом только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 — повлекших человеческие жертвы.
Кроме того, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксировано шесть региональных вооруженных конфликтов с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения:
6) Конфликты и гражданская война в Таджикистане 1992-1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, приведших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингушский конфликт 1992 г.).
Наиболее существенными отличительными чертами таких конфликтов являются высокая скоротечность латентной фазы (конфликт латентный (скрытый) – начальная, латентная фаза в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга) и стремительный выход на вооруженный уровень развития. Такой индикатор не просто ставит постсоветские конфликты в один ряд с приблизительно тридцатью крупнейшими вооруженными конфликтами, имевшими место в «остальном мире» на рубеже 1980 - 1990 гг., но, и ввиду их повышенной интенсивности (примерно 15 % вооруженных конфликтов на 6 % населения) позволяет считать территорию СНГ одним из самых значительных узлов опасности и нестабильности в мире.
Тяжелейшими последствиями вооруженных конфликтов стали человеческие и материальные потери. По далеко не полным данным, вследствие эскалации конфликтов на территории бывшего Союза погибли и пропали без вести свыше 100 тыс. человек. Экономический ущерб в зонах конфликтов вообще с трудом поддается оценке. По самым приблизительным подсчетам, только прямые материальные потери в зонах конфликтов составляют около 13 млрд. долларов. Не следует забывать, что экономические последствия конфликта сказываются в течение долгого периода после его разрешения. Так, лишь на содержание миротворцев в зонах конфликтов Россия затрачивает почти 20 млн. долларов ежегодно.
Массовые перемещения людей, спасавшихся от войны и этнических чисток, кардинально изменили этнический состав ряда территорий, порождая здесь различные конфликтные ситуации. За годы карабахского конфликта Азербайджан покинули не менее 600 тыс. граждан нетитульной национальности. В результате этих миграционных процессов сегодня более 90 % из 7,6 млн. жителей республики составляют азербайджанцы. Заметно изменился и состав этнических меньшинств: если прежде второй по численности этнической группой после азербайджанцев в республике были русские и армяне, то теперь их места заняли лезгины, талыши и курды. Резко изменился и религиозный состав: более 95 % — мусульмане и около 4%—христиане.
Значительно уменьшились диаспорные общности вследствие гражданской войны в Таджикистане. С 1989 по 1996 г. удельный вес русских в составе населения уменьшился с 7,6 до 3,2 %, украинцев — с 0,8 до 0,4 %, татар — с 16 до 0,7 %, туркмен — с 0,4 до 0,3 %, казахов — с 0,2 до 0,1 %, белорусов — с 0,2 до 0,1 %. Сократилось число граждан и других национальностей. За это же время удельный вес таджиков возрос с 62,3 до 68,4 %, узбеков — с 23,5 до 24,8 %. На повышение доли коренных национальностей повлияли и более высокие темпы естественного прироста. Одновременно возросли темпы внутренней миграции представителей нетитульной национальности (узбеков, кыпчаков и других тюркских кочевых и полукочевых этнических групп), расселенных в годы советской власти в новых местах проживания и возвращающихся на старые места. Эти процессы имеют последствия в виде конкуренции за землю и воду среди реэмигрантов и местного населения, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям.
Вследствие различий в интенсивности, характере проявления и средствах урегулирования, в литературе не сформировалось единой точки зрения на типологию постсоветских конфликтов. Пожалуй, единственное, в чем сходятся все исследователи, это мнение о том, что межгосударственный конфликт классического типа для постсоветского пространства не характерен. Гораздо большую опасность представляет интернационализация внутренних этнополитических конфликтов, которые имеют наибольшее распространение на территории бывшего Советского Союза.
Типологию постсоветских межнациональных конфликтов можно представить следующим образом:
1.Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов, источником которых служат внутриполитические, нередко вооруженные столкновения между правительством и национальными движениями или сепаратистскими группировками, пользующимися военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, отчасти Южная Осетия, северо-восточные районы Казахстана, Южный Дагестан и др.).
2.Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (грузино-абхазский конфликт).
3. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области).
4.Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период (проблема Крыма, Северный Казахстан).
5.Конфликты как следствие столкновений экономических интересов (чеченский конфликт).
6. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии (например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями).
7.Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов или порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане).
8.Этнокультурные и лингвистические конфликты (Приднестровье, Казахстан).
9. Конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде государств СНГ и Балтии.
10. Конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права наций на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства титульной нации данного государства над другими народами.
Конечно, в чистом виде трудно вычленить каждый из этих типов конфликтов. Зачастую конфликтывозникают в результате целого комплекса противоречий: этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных.
В постсоветских республиках можно выделить три типа вооруженных конфликтов:
а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение;
б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
в) конфликты как гражданские войны.