Чеченский 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг.,

Приднестровский 1992 г.,

Грузино-абхазский 1992-1994 гг.,

Грузино-югоосетинский 1991-1992 гг.,

Карабахский (армяно-азербайджанский) 1988-1994 гг.,

ЭТНОТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Наибольшее количество постсоветских конфликтов связано с этнотерриториальным фактором. Все множество причин территориаль­но-этнических притязаний и конфликтов на постсоветском простран­стве исследователи объединяют в шесть основных групп:

1. Спорность линий границ, связанная с ее изменениями, а соответст­венно, и с изменениями национально-государственной принадлеж­ности территории

2. Спорность принадлежности и статуса территориальной единицы, связанная с их изменениями, а также с упразднением или слияни­ем автономий;

3. Отсутствие автономии у отдельных этнических групп, имеющих го­сударственность на других территориях или не имеющих ее во­обще;

4. Этническая неоднородность национально-государственных образо­ваний (например, национальных автономий);

5. Этническая, историческая, конфессиональная, культурная, эконо­мическая общность территорий, разделенных национально-поли­тическими границами, либо, напротив, своеобразие какой-либо час­ти территории по упомянутым признакам;

6. Невозможность проживания народа на данной территории (как следствие депортаций, заявлений об исключительности прав одно­го этноса на его «исконные» территории и т. д.).

В одном только Среднеазиатском регионе насчитывалось более 50 территориально-этнических спорных вопросов, что связано с этни­ческой и культурной мозаичностью населения региона, молодостью существующих национальных государств, несовпадением ареалов расселения этносов в прошлом и настоящем. Кроме того, зафик­сированы требования политической автономии со стороны представи­телей некоторых этнических меньшинств (уйгуров в Казахстане, нем­цев в Казахстане и Киргизии, корейцев в Узбекистане и Казахстане, русских в Северном Казахстане, курдов в Туркменистане).

В целом только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 — повлекших человеческие жертвы.

Кроме того, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксиро­вано шесть региональных вооруженных конфликтов с участием регу­лярных войск и использованием тяжелого вооружения:

6) Конфликты и граж­данская война в Таджикистане 1992-1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, приведших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингуш­ский конфликт 1992 г.).

Наиболее существенными отличительными чертами таких конфликтов являются высокая скоротечность латент­ной фазы (конфликт латентный (скрытый) – начальная, латентная фаза в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга) и стремительный выход на вооруженный уровень развития. Такой индикатор не просто ставит постсоветские конфликты в один ряд с приблизительно тридцатью крупнейшими вооруженными кон­фликтами, имевшими место в «остальном мире» на рубеже 1980 -­ 1990 гг., но, и ввиду их повышенной интенсивности (примерно 15 % вооруженных конфликтов на 6 % населения) позволяет считать терри­торию СНГ одним из самых значительных узлов опасности и неста­бильности в мире.

Тяжелейшими последствиями вооруженных конфликтов стали человеческие и материальные потери. По далеко не полным данным, вследствие эскалации конфликтов на территории бывшего Союза по­гибли и пропали без вести свыше 100 тыс. человек. Экономический ущерб в зонах конфликтов вообще с трудом поддается оценке. По са­мым приблизительным подсчетам, только прямые материальные по­тери в зонах конфликтов составляют около 13 млрд. долларов. Не сле­дует забывать, что экономические последствия конфликта сказываются в течение долгого периода после его разрешения. Так, лишь на содер­жание миротворцев в зонах конфликтов Россия затрачивает почти 20 млн. долларов ежегодно.

Массовые перемещения людей, спасавшихся от войны и этниче­ских чисток, кардинально изменили этнический состав ряда терри­торий, порождая здесь различные конфликтные ситуации. За годы карабахского конфликта Азербайджан покинули не менее 600 тыс. граждан нетитульной национальности. В результате этих миграцион­ных процессов сегодня более 90 % из 7,6 млн. жителей республики со­ставляют азербайджанцы. Заметно изменился и состав этнических меньшинств: если прежде второй по численности этнической груп­пой после азербайджанцев в республике были русские и армяне, то теперь их места заняли лезгины, талыши и курды. Резко изменился и религиозный состав: более 95 % — мусульмане и около 4%—христиане.

Значительно уменьшились диаспорные общности вследствие гра­жданской войны в Таджикистане. С 1989 по 1996 г. удельный вес рус­ских в составе населения уменьшился с 7,6 до 3,2 %, украинцев — с 0,8 до 0,4 %, татар — с 16 до 0,7 %, туркмен — с 0,4 до 0,3 %, казахов — с 0,2 до 0,1 %, белорусов — с 0,2 до 0,1 %. Сократилось число граждан и дру­гих национальностей. За это же время удельный вес таджиков возрос с 62,3 до 68,4 %, узбеков — с 23,5 до 24,8 %. На повышение доли корен­ных национальностей повлияли и более высокие темпы естественного прироста. Одновременно возросли темпы внутренней миграции пред­ставителей нетитульной национальности (узбеков, кыпчаков и дру­гих тюркских кочевых и полукочевых этнических групп), расселен­ных в годы советской власти в новых местах проживания и возвра­щающихся на старые места. Эти процессы имеют последствия в виде конкуренции за землю и воду среди реэмигрантов и местного населе­ния, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

Вследствие различий в интенсивности, характере проявления и сред­ствах урегулирования, в литературе не сформировалось единой точки зрения на типологию постсоветских конфликтов. Пожалуй, единст­венное, в чем сходятся все исследователи, это мнение о том, что меж­государственный конфликт классического типа для постсоветского пространства не характерен. Гораздо большую опасность представляет интернационализация внутренних этнополитических конфликтов, которые имеют наибольшее распространение на территории бывшего Советского Союза.

Типологию постсоветских межнациональных конфликтов можно представить следующим образом:

1.Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоедине­нием раздробленных в прошлом этносов, источником которых слу­жат внутриполитические, нередко вооруженные столкновения ме­жду правительством и национальными движениями или сепаратистскими группировками, пользующимися военно-полити­ческой поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, отчас­ти Южная Осетия, северо-восточные районы Казахстана, Южный Дагестан и др.).

2.Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания неза­висимого государственного образования (грузино-абхазский кон­фликт).

3. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремле­ние Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псков­ской области).

4.Конфликты, источниками которых служат последствия произволь­ных территориальных изменений, осуществляемых в советский пе­риод (проблема Крыма, Северный Казахстан).

5.Конфликты как следствие столкновений экономических интере­сов (чеченский конфликт).

6. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического ха­рактера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии (например, конфрон­тация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими вла­стями).

7.Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов или порожденные многолетним пребы­ванием депортированных народов на территориях других респуб­лик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане).

8.Этнокультурные и лингвистические конфликты (Приднестровье, Казахстан).

9. Конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населе­ния в ряде государств СНГ и Балтии.

10. Конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права наций на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства титульной нации данного государст­ва над другими народами.

Конечно, в чистом виде трудно вычленить каждый из этих типов конфликтов. Зачастую конфликтывозникают в результате целого ком­плекса противоречий: этнических, территориальных, политических, эко­номических, религиозных.


В постсоветских республиках можно выделить три типа вооружен­ных конфликтов:

а) конфликты, вызванные стремлением националь­ных меньшинств реализовать свое право на самоопределение;

б) кон­фликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;

в) кон­фликты как гражданские войны.