Формы государства

Происхождение государства и его исторические типы

Государство является главным элементом политической системы, за обладание которым борются все субъекты политики. Овладев государством, они получают власть над обществом в целом.

 

 

Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе его не было. Появлению государства способствовали следующие факторы:

1. Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в особую отрасль и с целью повышения его эффективности образование специального органа.

2. Разделение общества на противоборствующие классы и появление в связи с этим необходимости в специальном органе, который бы удерживал их противоборство в определенных рамках, обеспечивая тем самым целостность общества.

3. Демографические факторы, а именно: рост численности и плотности населения, переход его от кочевого к оседлому образу жизни. Это вызвало потребность в новых, более совершенных формах управления.

В теориях происхождения государства называются и другие факторы, оказавшие в той или иной мере влияние на формирование государства:

4. Психологические факторы:

а) рациональные (Дж. Локк) – люди пришли к идее государства в результате интеллектуального поиска лучших форм управления;

б) эмоциональные (Т.Гоббс) – к образованию государства привел страх перед произволом других людей.

Роль психологических факторов особо подчеркивается в контрактных теориях государства (например, в теории «общественного договора»).

5. Фактор насилия. Государство образовано вследствие завоевания одного народа другим.

Все эти факторы имели место в истории, но в зависимости от конкретно-исторических условий становления того или иного государства роль их была различной, различным было их сочетание.

В ходе истории государство менялось, вследствие чего можно выделить исторические типы государства. В марксистской традиции исторические типы государства выделялись в соответствии с типами общественно-экономических формаций, т.е. говорилось о рабовладельческом, феодальном, буржуазном, социалистическом государстве. В настоящее время используют деление на традиционный тип государства(исторически первый)и конституционный. Если традиционное государство не ограничено в своих действиях каким-либо формальным, правовым законом, то конституционное государство действует в рамках конституции.

 

 

Под формой государства понимают способ организации и осуществления государственной власти. Различают:

1) форму правления;

2) форму государственного устройства;

3) политический режим.

Если первые две формы характеризуют структурную сторону государства, то третья – функциональную.

Форма правления определяется тем, как организуется верховная власть, каков ее источник (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (регулируется она в соответствии с законом или нет). Выделяются две основные формы правления:

1. Монархия: власть передается по наследству. Монархия, в свою очередь, подразделяется на абсолютную монархию и конституционную (последняя в отличие от первой действует в рамках закона – конституции).

2. Республика: верховная власть избирается. Республика может быть парламентской (основная власть сконцентрирована в руках парламента) и президентской (основные властные полномочия принадлежат президенту).

Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства, мерой автономии частей по отношению к целому. Здесь выделяются:

1. Унитарное государство. В нём отдельные регионы обладают незначительной автономией по отношению к центру. Примерами унитарных государств являются Франция, Польша, Беларусь и др.

2. Федеративное государство. Для него характерны: значительная автономия регионов, а значит и относительная независимость региональных властей от центра, наличие особого регионального законодательства (Россия, США, ФРГ, Индия и др.). Часто бывает, что формально государство является унитарным, но в нем широко распространены федеральные практики и имеется значительная автономия отдельных регионов. Примером могут быть Испания, Великобритания, ЮАР (см.: Большаков А.Г. Судьба федералистских проектов на постсоветском пространстве // Полития. – 2007. - № 1 – С. 114).

Иногда говорят о конфедерации, но это неустойчивое объединение государств с предельно широкой автономией входящих в нее регионов, как правило, кратковременное. В 1958-1961 гг. существовала Объединенная арабская республика, представляющая союз Египта и Сирии: она имела ряд общих органов управления, но в целом каждый структурный элемент этого объединения обладал значительной автономией, несравненно большей, нежели в федеративном государстве. В конечном итоге этот союз распался. Распался и конфедеративный союз Сербии с Черногорией Примером конфедерации является союз России и Беларуси. Однако есть основание надеяться, что этот союз от конфедерации перейдет к федерации, к усилению единства.

Политический режим определяется методами осуществления власти, степенью свобод граждан (о чем говорилось в предыдущем разделе).