Психологии и человеческих отношений
Человек и его поведение — основа школы
ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Библиографический список
1. Дмитриева, В.Ф. Физика / В.Ф. Дмитриева. М.: Высш. шк., 1993. 415 с.
2. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. Т.1. Механика. Молекулярная физика. М.: Наука, 1982. 432 с.
3. Зисман, Г.А. Курс общей физики / Г.А. Зисман, О.М. Тодес. Т.1. Механика, молекулярная физика, колебания и волны. М.: Наука, 1969. 340 с.
4. Фирганг, Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики / Е.В. Фирганг. М.: Высш. шк., 1977. 351 с.
5. Чертов, А.Г. Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. М.: Высш. шк., 1988. 527 с.
Содержание
Механика и элементы специальной теории относительности ………………2
Основы молекулярной физики и термодинамики …………………………..17
Библиографический список…………………………………………………...37
Представители школы научного управления и классической школы
понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную
роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования,
справедливой оплаты труда и установлением формальных
функциональных отношений. Тейлор рассматривал возможности
рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным — приспособить
человека к машине.
В период зарождения и становления школы научного управления
и классической школы психология находилась в зачаточном
состоянии. Кроме того, исследователи, занимающиеся управлением
предприятием, никак не связывали управление с психологией. Правда,
отдельные последователи Ф.У. Тейлора — Ф. Гилбрет, Г. Гантт,
С. Томпсон и другие американские инженеры — пытались подвести
под ≪научную организацию труда≫ физиологическую и психологическую
основу. Это не могло не дать толчок к возникновению и развитию
физиологии и психологии.
Одним из недостатков школы научного управления и классической
школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения
человеческого фактора, который, в конечном счете, является
основным элементом эффективности организации. Поэтому школу
психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки
классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим
задачам производства была предпринята профессором Гарвардского
университета США Г. Мюнстербергом (1863—1916). Науки,
используемые при осуществлении практических задач, называются
техническими. Поэтому и практическую психологию, примененную
к хозяйству, Мюнстерберг назвал психотехникой, целью которой яв-
ляется разработка методов определения требований, предъявляемых
к людям (профконсультации и профориентация).
Мюнстерберг считал необходимым перенести испытания профессиональной пригодности из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога. Он отделил испытание профессиональной
пригодности от обучения. В процессе профессионального отбора выбирали
людей, пригодных для данной профессии применительно
к конкретному предприятию. Кандидатуры, не удовлетворяющие требованиям предприятия, отклонялись. Мюнстерберг предложил два метода
выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест.
Тест имел явные преимущества перед наблюдением, так как требовал
меньшего времени и ставил испытуемого в такие условия, когда
тот вынужден проявить требуемые качества.
Впервые тест был поставлен Каттелем в 1890 г. Разработанные Каттелем методы Мюнстерберг применил на практике. Испытаниям подвергались трамвайные вагоновожатые,
пароходный персонал и телефонистки. Были предложены
способы достижения максимальной производительности труда.
Это послужило началом развертывания широкого фронта работ не
только на производственных, но и на торговых предприятиях, а также
применительно к административному персоналу.
В середине 1930-х гг. практически все крупные промышленные
предприятия развитых стран в той или иной мере применяли психологические методы профессионального отбора кадров. Эти методы
продолжают сохранять свое значение для целого ряда профессий
и в настоящее время.
Наиболее крупной работой Мюнстерберга является его труд ≪Психология и экономическая жизнь≫, книга в нашей стране была переведена в 1924 г.