Психологии и человеческих отношений

Человек и его поведение — основа школы

ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Библиографический список

1. Дмитриева, В.Ф. Физика / В.Ф. Дмитриева. М.: Высш. шк., 1993. 415 с.

2. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. Т.1. Механика. Молекулярная физика. М.: Наука, 1982. 432 с.

3. Зисман, Г.А. Курс общей физики / Г.А. Зисман, О.М. Тодес. Т.1. Механика, молекулярная физика, колебания и волны. М.: Наука, 1969. 340 с.

4. Фирганг, Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики / Е.В. Фирганг. М.: Высш. шк., 1977. 351 с.

5. Чертов, А.Г. Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. М.: Высш. шк., 1988. 527 с.

 

Содержание

Механика и элементы специальной теории относительности ………………2

Основы молекулярной физики и термодинамики …………………………..17

Библиографический список…………………………………………………...37

 

 

 

Представители школы научного управления и классической школы

понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную

роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования,

справедливой оплаты труда и установлением формальных

функциональных отношений. Тейлор рассматривал возможности

рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным — приспособить

человека к машине.

В период зарождения и становления школы научного управления

и классической школы психология находилась в зачаточном

состоянии. Кроме того, исследователи, занимающиеся управлением

предприятием, никак не связывали управление с психологией. Правда,

отдельные последователи Ф.У. Тейлора — Ф. Гилбрет, Г. Гантт,

С. Томпсон и другие американские инженеры — пытались подвести

под ≪научную организацию труда≫ физиологическую и психологическую

основу. Это не могло не дать толчок к возникновению и развитию

физиологии и психологии.

Одним из недостатков школы научного управления и классической

школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения

человеческого фактора, который, в конечном счете, является

основным элементом эффективности организации. Поэтому школу

психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки

классической школы, часто называют неоклассической школой.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим

задачам производства была предпринята профессором Гарвардского

университета США Г. Мюнстербергом (1863—1916). Науки,

используемые при осуществлении практических задач, называются

техническими. Поэтому и практическую психологию, примененную

к хозяйству, Мюнстерберг назвал психотехникой, целью которой яв-

ляется разработка методов определения требований, предъявляемых

к людям (профконсультации и профориентация).

Мюнстерберг считал необходимым перенести испытания профессиональной пригодности из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога. Он отделил испытание профессиональной

пригодности от обучения. В процессе профессионального отбора выбирали

людей, пригодных для данной профессии применительно

к конкретному предприятию. Кандидатуры, не удовлетворяющие требованиям предприятия, отклонялись. Мюнстерберг предложил два метода

выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест.

Тест имел явные преимущества перед наблюдением, так как требовал

меньшего времени и ставил испытуемого в такие условия, когда

тот вынужден проявить требуемые качества.

Впервые тест был поставлен Каттелем в 1890 г. Разработанные Каттелем методы Мюнстерберг применил на практике. Испытаниям подвергались трамвайные вагоновожатые,

пароходный персонал и телефонистки. Были предложены

способы достижения максимальной производительности труда.

Это послужило началом развертывания широкого фронта работ не

только на производственных, но и на торговых предприятиях, а также

применительно к административному персоналу.

В середине 1930-х гг. практически все крупные промышленные

предприятия развитых стран в той или иной мере применяли психологические методы профессионального отбора кадров. Эти методы

продолжают сохранять свое значение для целого ряда профессий

и в настоящее время.

Наиболее крупной работой Мюнстерберга является его труд ≪Психология и экономическая жизнь≫, книга в нашей стране была переведена в 1924 г.