Информационная база
Информационная база является набором знаний, программ и данных, упорядоченных таким образом, чтобы любая содержащаяся в них информация могла быть легко найдена.
Информационные базы делятся на базы общего пользования и персональные. Во первых хранится информация, интересующая многих пользователей. Персональной является информационная база, создаваемая пользователем для своих личных нужд. Здесь хранятся сведения, интересующие одного пользователя (записки, конспекты, рукописи, дневники и т.д.).
К организации каждой информационной базы предъявляется много требований. Основные из них сводятся к следующим:
- использование минимальных средств, необходимых для создания базы;
простота поиска и обновления содержимого базы;
- многократное использование пользователями одной и той же
информации;
быстрый доступ к необходимым сведениям;
- обеспечение информацией о том, какого рода данные можно
найти в базе;
- уменьшение избыточности хранимой информации;
обеспечение достоверности информации;
постоянная готовность к работе;
защита информации от искажений и несанкционированного
доступа.
Последнее требование необходимо объяснить. Часто в базе содержатся сведения, которыми может пользоваться ограниченный круг пользователей. Например, данные о стратегии вывода новой продукции на рынок или данные о новых разработках. Эта информация должна быть защищена от несанкционированного доступа, т.е. неразрешенного использования. Необходимая защита создается введением паролей, которые знают лишь лица, имеющие разрешение пользоваться указанной информацией. Если пользователь не знает пароля, то он не может ознакомиться с соответствующей информацией.
Примечание
В современных ИС вводятся разграничения права доступа к различным разделам информационной базы. Например, руководитель имеет доступ ко всем разделам, а работники отдельных подразделений предприятия только к информации, с которой они непосредственно работают.
Во время работы с базой пользователь может случайно, а иногда и злоумышленно изменить информацию, находящуюся в этой базе. Кроме того, информация может быть испорчена в результате какой-нибудь неисправности компьютера. Вследствие этого принимаются специальные меры, обеспечивающие защиту содержимого базы.
Для страховки от различных неприятностей хранятся несколько копий информационной базы, которые регулярно перезаписывают для отображения внесенных в информационную базу
изменений.
Информационная база состоит из одной или нескольких частей, именуемых файлами, или групп файлов. Каждый файл (группа файлов) обычно охватывает информацию, относящуюся к одной теме. В крупных информационных системах хранятся сотни файлов, что выдвигает соответствующие требования к внешней памяти используемых компьютеров и их быстродействию. Для экономии места на машинных носителях информации производят сжатие информации.
Как отмечено выше, для управления работой баз данных и программ, взаимодействия с пользователями, выполнения в них задач обработки информации используется комплекс программ, называемый системой управления базами данных. В том случае, когда в составе ИС имеется только одна база данных, рассмотренная система превращается в систему управления базой данных (СУБД).
СУБД выполняет следующие основные функции:
- введение в базу новых данных;
- обновление содержимого, имеющегося в базе;
- удаление (уничтожение) программ и данных, оказавшихся далее ненужными;
- поиск информации;
- выдачу информации пользователям;
- объединение и разъединение файлов данных;
- копирование и восстановление файлов.
Кроме рассмотренных основных функций, СУБД выполняет и большое число вспомогательных функций - административных, которые обеспечивают нормальную работу ИС.
К административным функциям относятся:
- защита информации от несанкционированного доступа;
- устранение ошибок в работе;
- учет работы пользователей и составление отчетов;
- помощь в составлении специфических прикладных программ.
Первая из функций связана с проверкой (по паролям) прав пользователей на доступ к определенным файлам. Если пользователь не знает паролей, то он доступа не получит. Пароли устанавливаются и меняются либо администраторами ИС, либо пользователями, имеющими на это право (администратор ИС - лицо, обеспечивающее руководство ИС).
Во время работы возникает немало ошибок, связанных с неправильными действиями пользователя. Например, нажатие ненужной клавиши либо подача неправильной команды. Кроме того, ошибка может возникнуть по причине неисправности оборудования или сбоя в программах. Поэтому СУБД должна следить за работой и устранять возникающие недоразумения или ошибки.
Естественно, что в любой работе необходимо организовать учет и в нужное время подготавливать отчеты о проделанной работе, это осуществляется в ИС благодаря наличию системы управления. Полученные в результате этого сведения позволяют осуществлять эффективное развитие банка и обеспечивать денежные расчеты с пользователями за работу с имеющейся информацией (естественно, если информация предоставляется на коммерческих условиях).
Вопросы для самопроверки
1. Компьютерные информационные системы: определение, предназначение, процесс обработки информации.
2. Принципы, на которых базируется создание и использование компьютерных ИС.
3. Подразделения на предприятиях, в которых используются компьютерные информационные системы.
4. Технические средства, которые используются для построения информационных систем.
5. Классификация компьютерных ИС: по выполняемым функциям,
по масштабам использования вычислительных ресурсов.
6. Классификация компьютерных ИС: по уровню автоматизации выполняемых работ, по способу решения поставленных задач, по возможностям использования.
7. Составляющие компьютерной информационной системы: перечислить все составляющие, охарактеризовать трансформационное и систематическое обеспечение. Графически изобразить подсистемы информационной системы.
8. Техническое обеспечение: суть, характеристика, составляющие как
подсистема ИС.
9. Задачи, которые призваны решать подсистемы ИС в процессе их
функционирования.
10. Структура информационной системы: графическое изображение,
описание основных составляющих.
11. Информационная база: определение, классификация, предъявляемые требования.
12. Защита информации от искажений и несанкционированного доступа.
13. Система управления базой данных (СУБД): что собой представляет,
основные и административные функции.
14. Защита информации от несанкционированного доступа как административная функция СУБД.
15. Административные функции СУБД.