Структура компьютерных информационных систем
В общем случае любая компьютерная информационная система состоит из следующих подсистем (рис.1).
Рис. 1. Подсистемы информационной системы |
1. Информационное обеспечение - совокупность реализованных
решений по объемам, размещению и формам организации
информации, циркулирующей в системе. Включает нормативно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации и унифицированные
документы.
2. Техническое обеспечение, включающее в себя комплекс технических средств, применяемых для функционирования ИС.
К ним относят средства получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения, регистрации, вывода, отображения, передачи информации.
3. Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации.
4. Программное обеспечение - совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Выделяют общее и специальное программное обеспечение. Общее программное обеспечение - операционные системы, инструментальные пакеты программ, сервисные программы и т.п., программные средства, необходимые для организации вычислительного процесса (системные программы). Специальное программное обеспечение - совокупность программ, разрабатываемых при создании конкретной ИС
для реализации ее функций (прикладные программы).
5. Организационное обеспечение - совокупность документов, регламентирующих деятельность пользователей ИС в условиях ее функционирования.
6. Правовое обеспечение включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в директивных документах и нормативных актах, касающихся ИС. Нормативные акты, входящие в правовое обеспечение, регламентируют статус ИС; организацию ее деятельности и отдельных звеньев; порядок создания и использования информации в ИС; процедуры ее регистрации, сбора, хранения, обработки и передачи; организацию процесса управления; порядок создания и использования математического и программного обеспечения; права, обязанности и ответственность пользователей; правовое регулирование вопросов создания ИС.
Примечание
Впервые защита авторских прав в Украине получила юридическое закрепление в Законе Украины «Про авторське право i суміжні права», принятом Верховной Радой Украины 23 декабря 1993 года. Этим законом определяются понятия автора, аудиовизуального продукта, компьютерной программы и т.д. В законе рассматриваются объекты авторского права, возникновение и осуществление авторского права, дается понятие соавторства, рассматриваются имущественные и неимущественные права авторов, возможности передачи права на авторскую собственность через лицензирование. После присоединения Украины к международным соглашениям было пересмотрено внутреннее законодательство об охране прав на изобретения и экспериментальные модели и принят закон Украины «Про охорону прав на винаходи i корисні моделі» Верховной Радой Украины 1 июля 2000 года в новой редакции. Необходимость в этом появилась в результате разногласий отдельных положений Закона и необходимости приближения процедуры патентования изобретений и экспериментальных моделей в Украине к международным стандартам. Новая редакция закона предполагает:
• расширение объектов патентования;
• определение общих правил направления международных патентных за
явок согласно Договору о патентной кооперации;
• установление прав работодателей на получение патента на изобретение
наемного работника и регламентацию процедуры патентования;
• внедрение понятия декларационного патента на изобретение.
Дальнейшее развитие система защиты авторских и смежных прав получила в Законе Украины «Про розповсюдження примірників аудювізуальних
творів та фонограм», принятом Верховной Радой Украины 23 марта 2000 года.
Закон устанавливает административную ответственность за незаконное распространение копий аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Согласно закону, розничная торговля копиями аудиовизуальных произведений и фонограмм разрешена только в специализированных объектах розничной торговли.
7. Лингвистическое обеспечение - совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении пользователей ИС со средствами вычислительной техники при функционировании системы.
В процессе функционирования ИС перечисленные подсистемы выполняют следующие задачи:
1. Сбор первичных данных. Их источником на предприятии
являются непосредственно материальные процессы производства.
2. Оформление, включающее в себя отбор данных и заполнение
их носителя.
3. Подготовка и контроль данных. Реализация задачи осуществляется с помощью логического, арифметического и формального контроля данных.
4. Передача, т.е. перемещение данных из одного места в другое.
Такие операции наиболее распространены и присущи разным
звеньям технологического процесса обработки данных.
5. Хранение и поиск. Сбор первичных данных, объединение их
для последующей обработки, которая осуществляется с разной периодичностью, связаны с необходимостью их хранения
в течение некоторого времени. Благодаря этому обеспечивается их неоднократное использование для различных задач.
6. Обработка. Ее основу составляют следующие операции по
преобразованию данных в информацию, необходимую для принятия решения: арифметические и логические операции, сортировка, упорядочение, сведение, расчленение, объединение и
представление в форме, требуемой для выработки управляющих воздействий.
Структура информационной системы укрупненно представлена на рис.2.
Рассмотрим ее компоненты.
База данных - совокупность сведений, используемых при выполнении задач пользователей.
База программ предназначена для сбора, хранения и последующей выборки программ, необходимых для выполнения задач, связанных с обработкой информации. Здесь хранятся два вида программ - системные и прикладные.
Рис. 10.2. Структура информационной системы
Система управления предназначена для управления работой баз данных и программ и обеспечения взаимодействия с
пользователем.
Совокупность базы данных и базы программ называют ядром компьютерной информационной системы, его информационной базой.