Структура компьютерных информационных систем

В общем случае любая компьютерная информационная система состоит из следующих подсистем (рис.1).

 

Рис. 1. Подсистемы информационной системы

1. Информационное обеспечение - совокупность реализованных
решений по объемам, размещению и формам организации
информации, циркулирующей в системе. Включает норма­тивно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации и унифицированные
документы.

2. Техническое обеспечение, включающее в себя комплекс тех­нических средств, применяемых для функционирования ИС.
К ним относят средства получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения, регистрации, вывода, отображения, передачи информации.

3. Математическое обеспечение - совокупность математичес­ких методов, моделей и алгоритмов обработки информации.

4. Программное обеспечение - совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Выделяют общее и специальное программное обеспечение. Общее программное обеспечение - операционные системы, инструментальные пакеты программ, сервисные программы и т.п., программные средства, необходимые для организации вычислительного процесса (системные программы). Специальное программное обес­печение - совокупность программ, разрабатываемых при создании конкретной ИС

для реализации ее функций (при­кладные программы).

5. Организационное обеспечение - совокупность документов, регламентирующих деятельность пользователей ИС в условиях ее функционирования.

6. Правовое обеспечение включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в директивных документах и нормативных актах, касающихся ИС. Нормативные акты, входящие в правовое обеспечение, регламентируют статус ИС; организацию ее деятельности и отдельных звеньев; порядок создания и использования информации в ИС; процедуры ее регистрации, сбора, хранения, обработки и передачи; органи­зацию процесса управления; порядок создания и использо­вания математического и программного обеспечения; права, обязанности и ответственность пользователей; правовое ре­гулирование вопросов создания ИС.

Примечание

Впервые защита авторских прав в Украине получила юридическое закрепле­ние в Законе Украины «Про авторське право i суміжні права», принятом Верховной Радой Украины 23 декабря 1993 года. Этим законом определя­ются понятия автора, аудиовизуального продукта, компьютерной програм­мы и т.д. В законе рассматриваются объекты авторского права, возникнове­ние и осуществление авторского права, дается понятие соавторства, рас­сматриваются имущественные и неимущественные права авторов, возмож­ности передачи права на авторскую собственность через лицензирование. После присоединения Украины к международным соглашениям было пере­смотрено внутреннее законодательство об охране прав на изобретения и экспериментальные модели и принят закон Украины «Про охорону прав на винаходи i корисні моделі» Верховной Радой Украины 1 июля 2000 года в новой редакции. Необходимость в этом появилась в результате разногласий отдельных положений Закона и необходимости приближения процедуры па­тентования изобретений и экспериментальных моделей в Украине к между­народным стандартам. Новая редакция закона предполагает:

• расширение объектов патентования;

• определение общих правил направления международных патентных за­
явок согласно Договору о патентной кооперации;

• установление прав работодателей на получение патента на изобретение
наемного работника и регламентацию процедуры патентования;

• внедрение понятия декларационного патента на изобретение.
Дальнейшее развитие система защиты авторских и смежных прав полу­чила в Законе Украины «Про розповсюдження примірників аудювізуальних
творів та фонограм», принятом Верховной Радой Украины 23 марта 2000 года.
Закон устанавливает административную ответственность за незаконное распространение копий аудиовизуальных произведений и фонограмм.

Согласно закону, розничная торговля копиями аудиовизуальных произведе­ний и фонограмм разрешена только в специализированных объектах роз­ничной торговли.

7. Лингвистическое обеспечение - совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении пользо­вателей ИС со средствами вычислительной техники при функ­ционировании системы.

В процессе функционирования ИС перечисленные подсисте­мы выполняют следующие задачи:

1. Сбор первичных данных. Их источником на предприятии
являются непосредственно материальные процессы производства.

2. Оформление, включающее в себя отбор данных и заполнение
их носителя.

3. Подготовка и контроль данных. Реализация задачи осуще­ствляется с помощью логического, арифметического и формального контроля данных.

4. Передача, т.е. перемещение данных из одного места в другое.
Такие операции наиболее распространены и присущи разным
звеньям технологического процесса обработки данных.

5. Хранение и поиск. Сбор первичных данных, объединение их
для последующей обработки, которая осуществляется с раз­ной периодичностью, связаны с необходимостью их хранения
в течение некоторого времени. Благодаря этому обеспечивается их неоднократное использование для различных задач.

6. Обработка. Ее основу составляют следующие операции по
преобразованию данных в информацию, необходимую для принятия решения: арифметические и логические операции, сортировка, упорядочение, сведение, расчленение, объединение и
представление в форме, требуемой для выработки управляющих воздействий.

Структура информационной системы укрупненно представ­лена на рис.2.

Рассмотрим ее компоненты.

База данных - совокупность сведений, используемых при выполнении задач пользователей.

База программ предназначена для сбора, хранения и после­дующей выборки программ, необходимых для выполнения за­дач, связанных с обработкой информации. Здесь хранятся два вида программ - системные и прикладные.

Рис. 10.2. Структура информационной системы

Система управления предназначена для управления рабо­той баз данных и программ и обеспечения взаимодействия с

пользователем.

Совокупность базы данных и базы программ называют яд­ром компьютерной информационной системы, его информаци­онной базой.