Из истории

Ритмика, как одна из сторон муз воспитания, как один из методов музыкального развития получила широкое распространение в 20 веке. Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский педагог и композитор Э. Ж. Далькроз, который, внес вклад в методику муз воспитания, выдвинув идею использования движения как средства формирования музыкальности детей (Ветлугина, стр 111). Основные его положения сводятся к следующему. Ритм он рассматривает в самом широком плане, придавая ему универсальное значение, и кладет его в основу многих жизненных явлений, в том числе воспитания и искусства. «Ритм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств» (Э.Ж. Далькроз Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства, 6-я лекция - «Театр и искусство» (без года), стр 122).

Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у ритма и музыки одна общая основа – движение. Ритм можно назвать «телом музыки». Важно воспринимать музыку не толькослухом, но и всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Э.Ж. Далькроз особое значение придавал чувству радости, которое помогает душе ребенка раскрепоститься. «Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» (там же). На занятиях должен быть вовлечен в движение весь организм ребенка: именно это способствует влиянию музыки и появлению ответной реакции. Итак, Ж. Далькроз верно отметил рефлекторный характер воздействия ритма. То, что он связывал музыкально-ритмические переживания с мышечными ощущениями, дало ему основание построить систему на верной теоретической основе. Гуманный характер его педагогики выражался в вере в возможность развития всех детей методом ритмики.

Однако, Далькроз, безусловно, переоценивал роль ритма, толкуя его универсально. Это выразилось в гиперболическом толковании ритма как «реформатора» системы общего воспитания. Противоречивость высказываний Далькроза отразилась на дальнейшем развитии системы муз-ритмического воспитания. Последующее претворение его идей шло в прямой зависимости от методических воззрений, которых придерживались авторы. Ритмики была внедрена в дошкольных образовательных учреждениях Франции, США, ГДР, Чехословакии, Венгрии.

В содержании муз-ритмической деятельности дошкольников изначально было широко представлено народное песенное игровое творчество. Это объясняется не только высокими художественными качествами, но и своеобразием построения хороводов, плясок, народных игр – присущая им вариативность, свобода выражения как бы демонстрируют перед детьми разнообразные и доступные способы творческой деятельности: вариации движений, импровизация в танце, приемы воплощения игровых образов.

Муз образы складываются в результате одновременного сочетания разнообразных средств муз выразительности – выразительность мелодической линии, ладовая окрашенность, временные соотношения, гармония, нюансы – все существенно для выражения эмоционального содержания музыки. Но основное, что может быть выражено средствами движения – временные соотношения, понимаемые как развитие и смена муз образов, как структура произведения, темповые, динамические, метроритмические изменения.

Дополнение.2-я младшая группа.

В связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата и повышением двигательной активности отмечаются новые возможности в муз-ритмич деятельности. Движения становятся более координированными, ребенок может выполнять их достаточно ритмично. Осн движения: ходьба, бег, несложные танцев движения. В танцах, играх может выполнять движения самостоятельно под пение взрослого, включается в свободные пляски, выполняя однотипные движения. Но! Ориентировка слабая, затруднена естественность движений, движения выполняются в общих чертах, продолжительность игр, танцев небольшая.

Показатели развития, стр 64.

Репертуар: игры, пляски, упражнения, игры с пением.

Упражнения включ 1-2 движения, которые постепенно усложняются (Марш с воротиками?).

Пляски становятся сложнее, сопровожд музыкой 2-хчастной формы и требуют соответств движений (Приседай).

В плясках и играх применяются игрушки, что вызывает большрй интерес у детей, они выполняют движения живо, эмоционально. Упражнения вкл 1-2 движения (более активное и более спокойное), которые постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. Например, под музыку Перлова «Марш» 3-хлетние дети учатся ритмично ходить, 4-хлетние – маршировать с флажками и с окончанием музыки делать воротики с воспитателем. Затем исполняется музыка Ломовой Т. «Бег» и малыши пробегают друг за другом в построенные воротики.

Игры обычно сопровождаются музыкой 2-хчастной формы. 1 часть – ходят, 2 часть – убегают в «домик».

Методика, стр 152, Ветл. . Основана на показе педагога. Усвоению игр и танцев способств словесн указания. Эмоц тон педагога, игрушки, атрибуты, многократное повторение помогают ребенку четко выполнять движения, вызывает желание двигаться под музыку. Показать движения могут и хорошо усвоившие его дети.

При разучивании плясок , хороводов , игр педагог продумывает последовательность заданий для детей, обращает внимание на изменения в характере музыки в 2-3-х частном произведении…при необходимости включает упражнения на отработку того или иного элемента танца или пляски.

Средняя группа. Здесь внимание уделяется формированию навыков выразительного движения, предусматриваются задания для развития самостоятельности детей, развития детского творчества. На 5-м году жизни детей учат чувствовать не только общий характер музыки (воспринимать ее целостно), но и различать отдельные средства муз выразительности. Обращают внимание но то, что с помощью темпа, динамики, регистра можно передать характер тяжелой поступи медведя, прыжки зайчиков и др. дети учатся быстро и легко изменять характер движения: шаг на бег, энергичны шаг – на тихую поступь и др.