Германия в 20в.

Лекция 23.2

Поражение Германии и ее союзников в 1-й мировой войне, вызвавшее крушение монархии и империи, послужило основной причиной для возникновения парламентской Веймарской республики (конституция провозглашена в г.Веймар) в ходе революции в капитулировавшей перед Антантой Германии. 19 января 1919г. были проведены выборы в Национальное Собрание, образовавшее коалиционное временное правительство, работавшее с согласия Центрального совета рабочих и солдатских Советов. В феврале Национальное Собрание избрало президентом республики социал-демократа Ф. Эберта, а главой правительства – Ф. Шейдемана.

Веймарская конституция июля 1919г. призвала общество к политическому компромиссу и гражданскому миру. Здесь был проведен принцип разделения властей, согласно которому высшая законодательная власть принадлежала рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, а другие конституционные органы (рейхсрат как верхняя палата имперского парламента и избираемый всенародным голосованием президент) ограничивали власть рейхстага. Так, рейхсрат вотировал бюджет и имел право отлагательного вето на законодательство рейхстага. Президент назначал и увольнял правительство, а также высших должностных лиц. Веймарская конституция начиналась со слов: «Мы – немцы всех племен».

Тем не менее, судьба послевоенной Германии определялась победителями на Парижской мирной конференции 18 января – 28 июня 1919г. По условиям Версальского договора Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас-Лотарингия возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление Лиги Наций, причем по истечении срока вопрос об области предусматривалось решить посредством плебисцита. К Бельгии отошли 3 немецких округа, а Люксембург выходил из состава Германского таможенного союза. Германия обязывалась, во избежание аншлюса, уважать независимость Австрии в ее новых границах. Часть немецких территорий отошла в пользу Чехословакии и Полшьши, причем территория Германия оказалась рассечена «Польским коридором» на 2 части – основной массив и Восточная Пруссия. В 1923г. Мемель (Клайпеда) передавался Литве. Германия лишалась всех колоний.

Исходя из признания виновности Германии в развязывании войны, Версальский договор предусматривал демилитаризацию Германии, в т.ч. сокращение армии до 100 тыс. чел., запрет новейших видов вооружений и их производства. Флот и большая часть тяжелого вооружения передавалась Антанте. Германия не была допущена в Лигу Наций, но должна была выплачивать репарации в пользу победителей, 52% которых получала Франция.

На Вашингтонской конференции 12 ноября 1921 – 6 февраля 1922гг. статьи Версальского договора были дополнены новыми переделами влияния и территория в мире. В частности, решения Вашингтонской конференции позволили США признать Версальскую международную систему и получить гарантии от лидеров Лиги Наций по вопросам, касающимся национальной безопасности и стратегических интересов США в Тихоокеанском регионе.

Т.о., складывание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений вывело Германию за рамки международного сообщества, что вынудило немцев 16 апреля 1922г. в Рапалло подписать договор о дипломатических отношениях с другим изгоем – СССР. Объективно новая система становилась причиной новой мировой войны, т.к. базировалась на признании ряда стран мира неравноправными партнерами в международных отношениях.

Крушение Веймарской республики связывается с приходом к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером. Нестабильность Веймарской республики стала следствием глубокого раскола немецкого общества после 1-й мировой войны, недоверием к ней большей части нации, неприятием нового политического режима со стороны большинства немцев, считавших ее порождением якобы позорного Версальского мирного договора, стремлением нации к военному реваншу. Все это способствовало крайней радикализации общества и облегчило приход к власти фашистов.

Потребовалась новая мировая война 1939-1945гг., чтобы вытравить из немецкого народа стремление к мировому господству, тенденцию к крайнему властолюбию, основанному на неслыханной жестокости, хищнические аппетиты германской элиты, нацеленной на эксплуатацию всей планеты средневековыми способами и средствами.

Капитуляция Германии в мае 1945г. и ее полная оккупация державами антигитлеровской коалиции, стали причиной принятия союзной декларации о поражении Германии, ставшей юридической основой законодательной и административной деятельности союзников, инструментом их контроля. Потсдамская конференция 1945г. обнародовала программу полного уничтожения германского милитаризма и нацизма – демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация. Проведение Нюрнбергского процесса по делу главных преступников нацистского режима, означало введение Германии в русло общемировой международной политики. Вдобавок, Германия была разделена на 2 части – ФРГ, вошедшей в сферу действия западных стран, и ГДР, оказавшейся советским сателлитом. Вступление в силу 23 мая 1949г. Основного закона ФРГ (Конституция Германии) стало юридической предпосылкой к разделу Германии. Две Германии на 40 лет оказались в противоположных военно-политических лагерях.

Восстановление экономической мощи Германии произошло вскоре после войны, в 50-60-е гг. Ускоренный рывок стран «2-го эшелона», позволивший им войти в число ведущих стран Запада, получил название «экономического чуда». Германия оказалась в числе получателей американской помощи в рамках «Плана Маршалла» – плана восстановления европейской экономики. Реализация плана Маршалла дала решающий импульс промышленной реконструкции в Европе, модернизации производственных мощностей, насыщению потребительского рынка.

 

После 2-й мировой войны Германия оказалась перед проблемой построения нового общества, новой конституционной модели, фактически нового государства, по западному либеральному образцу. Создание конституционализма нового поколения происходило на фоне радикального обновления государственной системы. Идеологическое обоснование новой модели конституционализма несло отпечаток нарочитого отказа как от либеральных традиций правопонимания, ассоциировавшихся, прежде всего с американским влиянием, так и от наследия тоталитарной эпохи. Данный подход называется либерально-этатистским конституционализмом, унаследовавшим черты обеих систем.

С либеральной традицией новую конституционную доктрину сближало признание естественной правосубъектности человека, т.к. провозглашение и защита естественных прав человека становились важнейшей задачей конституционного регулирования. Соответственно признавалось преобладание в обществе договорных правоотношений, а также необходимость построения правового государства, способного занять позицию нейтрального арбитра по отношению к гражданскому обществу. При этом, народ рассматривался в качестве не только источника власти, но и реального субъекта конституционных правоотношений, обладающего определенными интересами, целями, правами и обязанностями. В системе правоотношений, призванной не только гарантировать защищенность гражданского общества, но и обеспечить субъектность различных сообществ, государство явно выходило за рамки действий нейтрального арбитра, приобретая черты «социального государства» – т.е. несло ответственность за соблюдение общих принципов социального взаимодействия, обеспечение общенациональных интересов.

Формируя правой статус человека, либерально-этатистские конституции таких стран как Германия, Франция, Италия, Испания, Греция закрепляли широкий круг прав, обязанностей и свобод. Конституция, как основной закон общества, утрачивала декларативный характер и оказывалась насыщена нормами, тесно связанными с реальной практикой общественной жизни, с текущим законодательством. Распространение прямого конституционно-правового регулирования на все сферы общественных отношений, позволяло не только установить правосубъектность личности и основных социальных групп, но и смоделировать важнейшие механизмы социального взаимодействия, закрепить целостную систему ролевых отношений и, тем самым, преодолеть спонтанный порядок саморазвития гражданского общества. Это придает конституционной доктрине более идеологизированный характер и требует усиления политической роли государства.

Соответственно, меняется трактовка принципов представительной демократии, разделения властей, правовой государственности. При сохранении 3 классических ветвей, система разделения властей утрачивала строго пропорциональный характер. Вместо «сдержек и противовесов» формируется определенный эпицентр важнейших властных полномочий. В ФРГ главенствующей политической фигурой стал глава правительства и лидер парламентского большинства – канцлер. В то же время, в качестве хранителя конституционного строя выступает президент, выбираемый большинством парламента. Нарушение классического принципа разделения властей, позволяет создавать необходимую правовую базу для проведения целенаправленной «позитивной» государственной политики, превращения государства в активную силу общественных преобразований.

Отказываясь от тоталитарной однопартийности, новая модель не могла вернуться к либеральной трактовке партийной жизни как спонтанного проявления политической инициативы гражданского общества. В условиях концентрации власти и проведения активной социальной политики, партии становятся ключевыми субъектами не только политического процесса, но и осуществления государственных властных функций. Поэтому, в Европе не получила распространения 2-партийная система, основанная на взаимном сдерживании 2 властных партий. На политической арене неизменно присутствовало несколько активных общенациональных партий, претендующих на «вхождение во власть» – т.н. 2,5-партийная система.

Многопартийность направлена на концентрацию политического процесса, т.к. каждая из партий стремится создать для себя прочную, преемственную социальную базу. В этих условиях гражданская активность человека оказывается связанной не с реализацией индивидуальных прав на свободу совести и слова, а с выбором «своей» партии. Переход к мажоритарной или смешанной избирательной системе, особенно с высоким барьером прохождения партий во 2-й тур выборов, дает дополнительные преимущества партиям, выражающим общенациональные интересы или полярные идеологические ориентиры. В целом, благодаря подобным конституционным реформам, государство получало возможность прямого влияния на гражданское общество с целью стимулировать те или иные социальные процессы.

 

Кризис мировой социалистической системы стал и глубоким политическим кризисом в ГДР. Согласие генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на воссоединение Германии в обмен на устное обещание президента США Дж. Буша-Старшего не продвигать границы блока НАТО на восток, позволили германскому народу соединиться в одном государстве. В октябре 3-го числа 1990г. на политической карте Европы появилось единая Германия – самая большая страна Европы.

Однако, объединение страны повлекло за собой острые социальные проблемы, связанные с вливанием социалистической ГДР в капиталистический мир. Характерно, что недовольство охватывало широкие слои населения в обеих частях Германии. Форсированное навязывание сложного западногерманского права усиливало недовольство на востоке страны. Все это позволило пробиться к власти коалиции во главе с социал-демократической партией (СДПГ). На протяжении 1949-1998гг. у власти в Германии почти бессменно находилась партийная коалиция ХДС/ХСС (Христианско-Демократический союз + Христианско-Социальный союз). Исключение – социал-демократическое правительство В. Брандта с правлением в 1969-1974гг.

Объединение Германии придало новый импульс СДПГ, получившей поддержку в бывшей ГДР. Обновление идеологии СДПГ началось в 1989г., когда лидер партии Г. Шредер сменил приоритеты коллективизма и солидарности на принципы индивидуальных достижений и экономической конкуренции. Шредер предлагал искать выход из кризиса системы в отказе от технократических методов управления, обеспечения открытости деятельности правительства, совместного обсуждения общественных проблем представителями бизнеса, профсоюзов и государства.

Основные проблемы современной Германии – это сложная демографическая обстановка (старение населения) и сырьевая зависимость (импорт 85% нефти и 75% газа). Тем не менее, налицо стремление Германии к политической гегемонии в Европе. Лавры лидерства в ЕС все ощутимее переходят от Франции к Германии. Так, на долю Германии приходится 28,5% бюджета ЕС, 22,8% – НАТО и почти 9% – ООН. На этой волне к СДПГ и пробилась к власти (1998-2005 – правительство Г. Шредера), в начале 21 века вновь уступив лидерство ХДС, канцлером от которой стала А. Меркель.