Электронное правительство в США и Западной Европе

Принципы организации

В течение десятилетия развития концепции электронного правительства выработаны и устоялись определенные принципы его организации. Важнейшими из этих принципов являются открытость, "принцип одного окна" и обратная связь. Реализованный во многих странах "принцип одного окна" во взаимоотношениях бизнеса с клиентами в электронных правительствах необходимо распространять на взаимоотношения государства и граждан, государства и бизнеса. Весь взаимообмен документами и обмен информацией должен происходить внутри государственных учреждений, без участия гражданина. Реализация обратной связи исполнительной власти с населением в концепции электронного правительства приобретает особое значение в плане демократизации государственной власти, "электронной демократии". Обратная связь - это основной принцип мониторинга реакции на деятельность органов исполнительной власти. Она может быть использована государством для корректировки отклонений от планируемых процессов.

Журнал The Economist выделяет несколько аспектов создания и развития электронного правительства. Это создание безопасной интрасети правительства и центральной базы данных для более эффективного и кооперативного взаимодействия между правительственными агентствами, предоставление услуг на сетевой основе, применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности, такой как поставка и контракт, цифровая демократия (digital democracy) для более прозрачной ответственности правительства.

 

Во многих странах в последние годы разработаны международные и национальные программы перехода к информационному обществу, которые включают проекты создания и развития электронных правительств. В качестве примеров можно привести национальные программы Великобритании UK online, США "Национальная информационная инфраструктура", Франции Government Action Program for Information Society, России "Электронная Россия", общеевропейскую программу eEurope, программу стран большой семерки "Государство он-лайн".

Cогласно директиве eEurope 2002 Action Plan, принятой ЕС в июне 2000 года, к 2005 году в европейских странах должна быть реализована программа создания национальных электронных правительств. Под этим подразумевается в первую очередь предоставление гражданам информации и услуг госорганов всех уровней посредством Интернета. И уже на первом этапе в ряде более развитых стран перевод деятельности государственного аппарата в электронную форму стал реальностью. В ближайшие годы правительства и госорганы европейских стран планируют перевод своих служб на онлайновые режимы. Например, правительство Франции в 2001 году объявило о намерении к 2005 году реализовать первую в мире систему A2C (administration-to-consumer), в рамках которой предполагается все административные услуги гражданам предоставлять через Интернет.

Ниша проектов по созданию электронных правительств сегодня заполняется крупнейшими мировыми производителями решений - Microsoft, SAP, Oracle и пр. Как правило, генеральным подрядчиком выступает крупная и хорошо известная консалтинговая фирма. Так, компании Arthur Andersen и Microsoft сформировали альянс по работе с госорганами Эстонии, Латвии и Литвы. В Болгарии же, например, создан совет из местных представительств международных компаний Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и Cisco Systems. В ответ болгарская ассоциация местных компаний (BAIT) работающих в области ИТ, выразила свое неудовольствие, считая, что их интересы тоже надо учитывать при дележе заказов.

В США, где электронные технологии в правительственной деятельности связаны еще с административными реформами начала 90-х годов, движение за электронное правительство интенсифицируется с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия. Руководство США опубликовало стратегический документ по электронному правительству, в котором говорится:

1. правительство должно концентрироваться на гражданах, а не на бюрократии;

2. правительство должно ориентироваться на результаты своей деятельности;

3. правительство должно базироваться на рынке, активно продвигая инновации.

Федеральное правительство США на реализацию программы "электронное правительство" выделяет несколько миллиардов долларов. Главный правительственный портал США First Gov, введенный в действие в 2000 году (www.firstgov.gov) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений правительство-граждане, правительство-бизнес, межагентских отношений. Этот портал объединил свыше 27 млн федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. Важнейшей функцией электронного правительства является сбор налогов и штрафов через Интернет. Предполагается, что в 2006 году все уровни правительства в США будут собирать через Интернет 15 % всех налогов и штрафов, что составит $602 млрд. Вместе с тем Администрация США к началу 2003 года заняла лишь третье место в мире по качеству общения с гражданами с помощью Интернета. На первом месте оказалась Канада, а на втором - Сингапур. Этот вывод был сделан исследовательской фирмой Accenture. При составлении рейтинга Accenture учитывала ряд факторов, в том числе количество правительственных сайтов, качество предоставляемых ими услуг, долю жителей страны, постоянно пользующихся ими. В конце апреля 2003 года Администрация Джорджа Буша обзавелась интернет-сервисом, воспользовавшись которым, любой пользователь Сети может задавать вопросы напрямую чиновникам аппарата Президента США. Общение происходит в режиме реального времени, так что у посетителей сайта "Спроси у Белого дома" (Ask the White House) есть шанс получить ответ немедленно. Но ответа на свой вопрос можно и не получить, так как интервьюируемый чиновник сам выбирает, на какие вопросы отвечать.

Основным правительственным порталом в Великобритании, обеспечивающим работу электронного правительства, является "Британский сетевой портал для граждан" (UK online Citizen Portal - www.ukonline.gov.uk), котрый обеспечивает доступ к правительственной информации и услугам (2001 год). До этого с 1994 года информационные услуги оказывал сайт Британского правительства (www.open.gov.uk), который размещал сайты отдельных правительственных подразделений. Новый портал имеет выход на сайт Government Gateway, который обеспечивает регистрационные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т. д.

Электронное правительство призвано обеспечить:

1. открытость правительственных органов для граждан страны и иностранцев;

2. повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений;

3. повышение производительности труда государственных служащих;

4. снижение издержек на содержание государственного аппарата;

5. борьбу с коррупцией во властных структурах;

6. решение ряда актуальных проблем:

- обеспечения прозрачности органов государственной власти и местного самоуправления;

- охвата всех уровней государственной службы;

- использования электронных технологий в процессе принятия политико-управленческих решений;

- использования технологий электронного правительства в государственном управлении и местном самоуправлении;

- доступности персональной информации о гражданах при реализации технологий электронного правительства;

- широкого использования сети Интернет как инструмента политтехнологий;

-информационной безопасности.

В Великобритании в настоящее время реализуется программа, составленная на основе положений "Белой книги по модернизации правительства" (Modernising Government White Paper). Полное название программы "Е-граждане, е-бизнес, е-правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху" (Е-citizen, e-business, e-Government. A strategic framework for public service in the Information Age). Основная цель данной программы заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к правительству информационного века.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использования информационных технологий под общим названием "Общающиеся канадцы" (Connecting Canadians). Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительством. Это "Канадский сайт" (Canada Site, canada.gs.ca), "Правительство он-лайн" (Government On-Line, www.gol-ged.gs.ca) и "На службе Канады" (Service Canada, www.servisecanada.gs.ca).

В России наряду с принятой федеральной программой "Электронная Россия", действие которой рассчитано на 2002-2010 годы, разрабатываются соответствующие программы для крупных регионов и городов, например "Электронная Сибирь". Распоряжением мэра Москвы еще в 2001 году было принято решение о разработке "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу". Важнейшее место во всех этих программах отведено электронному правительству.