Сопровождение

Эксплуатация

Разработка

Основные процессы жизненного цикла

Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение.

Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:

· оформление проектной и эксплуатационной документации;

· подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;

· разработку материалов, необходимых для обучения персонала.

Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные.

К подготовительным относятся:

· конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;

· обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;

· обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

· непосредственно эксплуатацию;

· локализацию проблем и устранение причин их возникновения;

· модификацию программного обеспечения;

· подготовку предложений по совершенствованию системы;

· развитие и модернизацию системы.

Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются:

· выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания);

· определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (таким образом, производится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответственности);

· проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции (основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала);

· подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

Обеспечение качественного технического обслуживания информационной системы требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии не только решать каждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при сбоях.