Посягательства на представителей власти

Тема 38. Преступления против порядка управления.

Преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений - по степени общественной опасности.

 

 

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317)

 

Преступление, предусмотренное ст. 317, похоже на другое - предусмотренное ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование). У них одинаковая объективная сторона (убийство или покушение на убийство). Различия заключаются в том, против кого и в связи с чем совершены эти действия.

В ст. 317 в качестве потерпевших указаны сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, их близкие.

Понятие сотрудника правоохранительного органа изложено выше при общей характеристике данной группы преступлений. Военнослужащими являются лица, находящиеся на военной службе, независимо от оснований ее несения (по призыву, контракту), званий (офицеры, рядовые) и ведомства.

Посягательство должно быть связано с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К такого рода деятельности относятся несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время демонстраций, митингов и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

Если же посягательство было связано с другой деятельностью сотрудника правоохранительного органа, оно квалифицируется по другим статьям. Например, посягательство на жизнь следователя милиции в связи с привлечением его к несению патрульной службы квалифицируется по ст. 317, а в связи с его участием в расследовании преступления - по ст. 295. Посягательство на жизнь из-за какой-либо иной служебной деятельности сотрудника милиции (кроме охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности или расследования), представляет собой преступление против жизни - убийства в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности (п. "б" ч. 2 ст. 105).

Субъективная сторона при убийстве - прямой или косвенный умысел, при покушении на убийство - только прямой умысел, причем виновный осознает, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим.

Обязательным признаком является цель воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц или отомстить им за такую деятельность.

Преступление относится к категории особо тяжких.

 

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318)

 

Объективная сторона заключается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения любого насилия (ч. 1 ст. 318) или же в применении насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318). Угроза либо насилие, не опасное или опасное для жизни или здоровья, имеют такое же содержание, что и в составах насильственного грабежа (п. "г" ч. 2 ст. 161) или разбоя (ст. 162).

Особенность состава в том, что неправомерные действия в отношении представителя власти должны быть связаны с исполнением им своих должностных обязанностей. Подобная связь имеется, когда запугивание или насилие используются для воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, либо на почве мести за совершенные служебные действия, либо в связи с нахождением потерпевшего на службе в органах власти.

Конкретные способы совершения преступления могут быть разнообразными. Одним из часто встречающихся, особенно в отношении работников милиции, является насильственное сопротивление. К нему относится активное противодействие осуществлению представителем власти полномочий, которыми он наделен в связи с исполнением своих служебных обязанностей, сопряженное с применением силы (нанесение ударов, побоев, причинение вреда здоровью и т.д.). Сопротивление оказывается, как правило, при попытке представителя власти предотвратить либо прекратить неправомерные действия, при задержании правонарушителя и т.д. Однако насилие не всегда связано с сопротивлением, оно может применяться и в других случаях - с целью принудить представителя власти отказаться от выполнения служебного долга и т.д.

Не образует объективную сторону данного состава неправомерное поведение в отношении представителей власти, не сопровождавшееся угрозами либо насилием, например бездействие, выразившееся в неподчинении законным распоряжениям. Простое неповиновение влечет применение мер принуждения; за злостное неповиновение распоряжению или требованию работника милиции предусмотрена административная ответственность (ст. 19.3 КоАП).

Важным моментом, характеризующим анализируемый состав, является правомерность действий представителей власти.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действие совершается против представителя власти или его близких.

Деяние, описанное в ч. 1, - преступление средней тяжести, в ч. 2 - тяжкое преступление.

 

Оскорбление представителя власти (ст. 319)

 

Объективная сторона заключается в оскорблении, понятие которого аналогично данному в общем составе оскорбления (ст. 130). Отличия же (кроме объекта и круга потерпевших) заключаются в публичном характере оскорбления и его связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей.

Признак публичности означает, что оскорбление наносится в присутствии хотя бы еще одного лица, кроме потерпевшего.

Второй признак указан в диспозиции ст. 319 в двух вариантах:

при исполнении должностных обязанностей означает оскорбление непосредственно в момент совершения служебных действий;

понятие "в связи с исполнением" - значительно шире; здесь поводом для оскорбления может быть либо месть за ранее совершенные действия, либо факт службы потерпевшего в органах власти.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, с осознанием того, что действия совершаются против представителя власти.

Субъект - любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

 

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320)

 

Общая характеристика состава и ряд признаков объективной стороны совпадают с ранее пройденными при анализе состава разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311). Однако имеется и несколько различий.

Первое из них касается круга потерпевших: в ст. 320 ими являются не судьи и участники уголовного процесса, а другие должностные лица правоохранительных или контролирующих органов (их признаки изложены при анализе примечания к ст. 318) или их близкие.

Второе отличие связано с субъективной стороной: в ст. 311 нет указания на цель, а обязательным признаком состава ст. 320 является цель воспрепятствования служебной деятельности, т.е. меры безопасности разглашаются для того, чтобы лишить работника состояния защищенности, изменить его поведение в пользу виновного.

Третье отличие касается субъекта: в ст. 320 (в отличие от ст. 311) его признаки не приведены, следовательно, им может быть любое лицо, которому известно о предпринятых мерах безопасности, конечно обладающее вменяемостью и возрастом уголовной ответственности.

Деяние, наказуемое по ч. 1 ст. 320, - преступление небольшой тяжести, а по ч. 2 - преступление средней тяжести.

 

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321)

 

Основная цель учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, состоит в исправлении лиц, отбывающих этот вид наказания. Неправомерные действия, совершаемые осужденными, препятствуют выполнению указанной задачи, причем наибольшую опасность представляют действия, посягающие на личную безопасность осужденных и сотрудников этих учреждений. Поэтому основным объектом является нормальная деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, дополнительными - личная безопасность и здоровье ее сотрудников и осужденных.

В качестве потерпевших в ч. 1 ст. 321 указаны осужденные, а в ч. 2 - сотрудники места лишения свободы или места содержания под стражей.

К числу потерпевших относятся также сотрудники мест содержания под стражей, т.е. изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и других мест, где находятся задержанные или арестованные.

Объективная сторона заключается в действиях, указанных в диспозиции ч. 1 и 2 ст. 321: угрозе применения любого насилия или фактическом применении насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Действия в отношении осужденного должны быть связаны с его исправлением либо выполнением им общественной обязанности, к которым относятся участие в самодеятельных организациях осужденных, а также любые иные поступки, направленные на укрепление дисциплины и порядка в учреждении.

Обязательным элементом преступления в отношении сотрудника является связь угрозы или насилия с его служебной деятельностью. Это может быть при сопротивлении, т.е. противодействии выполнению сотрудником служебных функций, на почве мести за служебные действия или вообще за то, что он работает в уголовно-исполнительной системе. Но данного состава не будет, если действия виновного были вызваны личными неприязненными отношениями с потерпевшим, не связанными с его служебной деятельностью, либо неправомерным поведением потерпевшего.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а при совершении действий в отношении осужденных - также целью воспрепятствовать исправлению потерпевшего или из мести за выполнение им общественной обязанности.

Субъектом может быть любое лицо, в первую очередь отбывающее наказание в месте лишения свободы или содержащееся под стражей. Однако, поскольку в ст. 321 нет указаний на специального субъекта, не исключена ответственность других лиц (например, родственников осужденных).

Деяние, описанное в ч. 1 и 2, - преступление средней тяжести, а в ч. 3 - особо тяжкое преступление.