Культура сталинского времени (1928-1953 гг.).
С конца 20-х гг. в стране установилась диктатура Сталина, который избавившись от оппозиции и свернув нэп, начал воплощать в жизнь ленинский план построения социализма – «индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию». В процессе этих преобразований были разрушены многие старые традиции русской культуры. Контроль государства над культурой принял в этот период тотальный характер. К уже существовавшим добавились новые структуры, проводившие унификацию в культурной сфере (Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Комитет по делам искусств, Всесоюзный комитет по радиовещанию и т.п.). В годы первых пятилеток финансирование просвещения и культуры строилось по остаточному принципу. Бюджетные дотации в первую очередь получали те отрасли науки, результаты исследований в которых приносили в короткие сроки практическую пользу. Постепенно исчезли из практики, существовавшие в 20-е гг. съезды и конференции интеллигенции. В 1933 г. Академия наук СССР была полностью подчинена правительству. Содержание общественных наук полностью определялось установками изданного в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б). Все крупные вопросы культуры решались лично Сталиным и политбюро ЦК ВКП(б). Когда ученые отстаивали свою позицию, не сходную с «генеральной линией партии», они подвергались репрессиям. Так, например, были расстреляны видные русские экономисты Н.Кондратьев и А.Чаянов за то, что они осмелились настаивать на продолжении новой экономической политики.
Просвещение. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял очередное постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей 8-10 лет в течение 4 лет. К 1934 г. в РСФСР работало 28300 школ, и 98% детей были охвачены учебой. К 1939 г. уровень грамотности населения всех возрастов поднялся до 89%. Советская статистика включала в этот процент всех умевших расписываться и читать по слогам. Рядом со школами 2 ступени, где можно было получить среднее образование, создавались фабрично-заводские школы (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ). Были выпущены единые учебники по всем предметам. В стране действовала широкая сеть вечерних школ, кружков и курсов.
В сфере высшего образования продолжалось, в буквальном смысле слова, уничтожение дореволюционной интеллигенции. После «Шахтинского дела», дел Промышленной и Крестьянской партий, Союзного бюро меньшевиков десятки тысяч специалистов всех отраслей знаний были расстреляны или сгинули в лагерях. Их места занимали молодые, «политически подкованные выдвиженцы», прошедшие ускоренную подготовку. Система такой подготовки начала формироваться в 30-е гг. Общее число инженерно-технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических вузов в РСФСР возросло с 90 в 1928 г. до 481 в 1940. Финансирование некоторых вузов было передано отраслевым наркоматам.
В годы коллективизации окончательно была разрушена православная церковь. Десятки тысяч храмов в деревнях и селах России были уничтожены или превращены в клубы и складские помещения. Многие священники оказались в лагерях. Оставшихся на свободе взял под свой контроль НКВД.
XVдожественная культура. К середине 30-х г.г. большинство творческих работников не только приняли новый общественный строй, но и активно восхваляли его в своих произведениях. Чтобы облегчить контроль партийных органов за деятельностью творческой интеллигенции, с 1925 г. был инициирован процесс слияния мелких объединений. Например, в Федерацию советских писателей вошли ВАПП, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ и др. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял решение о создании единой писательской организации, естественно, под партийным контролем. Подобные союзы позже были созданы и в других сферах искусства. В 1934 г. на I съезде советских писателей социалистический реализм был провозглашен главным методом создания творческих произведений. Руководствуюсь этим методом писатели, XVдожники, кинематографисты по сути должны были обращаться только к указанным партией темам и, раскрывая их, показывать не то, что было в действительности, а то, что должно существовать в идеале. Ведущими темами литературы 30-х гг. были темы революции, коллективизации, индустриализации и борьбы с «врагами народа». Наиболее заметными произведениями этого времени стали «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий дон» М.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.Островского. Эти книги выходили массовыми тиражами. Произведения А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, вошедшие в классическое наследие русской литературы, имели значительно меньший объем распространения.
С конца 20-х гг. в репертуарах театров прочно утвердилась советская пьеса (Н.Погодин «Человек с ружьем», В.Вишневский «Оптимистическая трагедия» и др.) Особое внимание со стороны партийных органов и лично Сталина, который просматривал все выпускаемые фильмы, уделялось кинематографу. Открывались новые кинематографические вузы, велось массовое строительство кинотеатров, организовывался передвижной показ. В 1931 г. появились первые советские звуковые картины. Музыкальная жизнь страны связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, И.Дунаевского. Были созданы крупные ансамбли – Большой государственный симфонический оркестр, оркестры филармоний. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР. В том же году были созданы республиканские союзы XVдожников и Союз советских архитекторов. Внутри этих союзов постоянно проходила борьба с каким-нибудь «измом» в искусстве. Так, в 1935-1937 г.г. состоялась кампания по «преодолению формализма и натурализма», в ходе которой из рядов творческих организаций вычищались неугодные руководству лица. Во время вышеназванной кампании травле подверглись композитор Д.Шостакович, XVдожник А.Лентулов, кинорежиссер С.Эйзенштейн, поэт Б.Пастернак и др. В годы «Большого террора» было репрессировано более 600 советских писателей, среди них Б.Пильняк, О.Мандельштам. Остававшиеся на свободе писатели были вынуждены скрывать рукописи своих произведений (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова вышел только в 1966 г., «Реквием» А.Ахматовой – в 1987 г.). «Чистке» подвергалось и культурное наследие прошлого. В 30-е гг. в Москве были разрушены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь, Красные ворота и множество других памятников.
Великая отечественная война внесла крупные перемены в государственную идеологию. Это отразилось на отношении сталинского правительства к культуре. С другой стороны, само население страны испытывало взлет патриотических чувств, которые отодвинули на задний план постулаты марксизма-ленинизма. Оба эти условия привели к ослаблению идеологического нажима на творческую интеллигенцию. Главным требованием цензуры стало обязательное патриотическое звучание XVдожественных произведений. В связи с увеличением расходов на оборону, резко сократилось финансирование культуры. В первые месяцы войны проводилась массовая эвакуация академических и научно-исследовательских институтов, крупных книжных собраний, музейных коллекций, оборудования киностудий. В отдаленные районы переехало руководство творческих союзов. В годы войны тематика научных исследований приняла еще более утилитарный характер – главной целью было обеспечение нужд фронта. От ученых требовали разработки военно-технических проблем, обеспечения открытий и разработки полезных ископаемых. В 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана во главе с академиком А.А.Байковым, которая координировала работу 60 научных и промышленных предприятий. В 1943 г. в Москве возобновила работу специальная лаборатория по расщеплению ядра урана, которую возглавлял И.В.Курчатов. Тематика научных трудов по общественным дисциплинам также определялась условиями войны. В исторических исследованиях на первое место вышли монографии о славных страницах военного прошлого России (Ледовое побоище, Полтавская битва и т.п.)
Изменения происходили и в системе народного образования, которая понесла большие материальные потери. С первых месяцев войны стали создаваться школы-интернаты для беспризорных детей. Старшие школьники большую часть времени занимались производственным трудом, в школах была введена обязательная военная подготовка. В 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, и до 3 лет урезаны сроки обучения.
Советские писатели с первых дней войны оформлялись корреспондентами армейских газет. Содержанием своих произведений они старались поднять боевой дух советских солдат и офицеров. В эти годы было написано много талантливых произведений на военную тему («Ленинградская поэма» О.Бергольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Дни и ночи» К.Симонова, «Василий Теркин» А.Твардовского и др.). Театральные сцены также заполнили пьесы военной тематики. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука. Создавались фронтовые театры и агитационно-концертные группы для поездок по боевым позициям и госпиталям. В годы войны возросло значение документального кино и кинохроники. За 4 года было создано более 500 киножурналов и 34 полнометражные XVдожественные картины. Среди них – «Секретарь райкома», «Два бойца», «Она защищает Родину». В изобразительном искусстве, как и в годы гражданской войны, предпочтение отдавалось агитационному плакату. Плодотворно работали в этой области XVдожники И.Тоидзе, Кукрыниксы и др. XVдожественные полотна на темы фронта и тыла создавали А.Пластов, Г.Ряжский, С.Герасимов.
За годы войны советская культура понесла огромные потери. Было разрушено около 80 тысяч школ, разграблено 430 музеев, 44 тысячи библиотек, пострадали от бомбардировок памятники архитектуры древних русских городов. Невосполнимы были людские потери.
Для ликвидации последствий войны и для усиления контроля за развитием культуры в союзных республиках были созданы специальные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений. В 1953 г. они были слиты в Министерство культуры. В 1946 г. было создано министерство высшего образования, в 1950 г. – отдел науки и вузов в ЦК ВКП(б). «Отпущенная на волю» в годы войны советская культура вновь бралась по жесткий партийный и государственный контроль.
Особое внимание во второй половине 40-х г.г. уделялось новым отраслям естественных наук, задействованных на военное производство. Были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др. В 1949 г. успешно прошло первое испытание советской атомной бомбы. За годы IV пятилетки (1945-1950) было восстановлено обязательное 7-летнее обучение, расширена по сравнению с 1941 г. сеть учебных и культурных учреждений. Много внимания уделялось развитию вечернего и заочного образования.
Но основные усилия сталинского руководства были направлены на решение идеологических проблем. Роль главного «инквизитора» была поручена секретарю ЦК А.А.Жданову. Им были инициированы дискуссии по отдельным отраслям наук, как повод для тотальной чистки от инакомыслящих. В 1947 г. пошла дискуссия по философии, в 1950 г. – по вопросам языкознания, в 1951 г. по проблемам политэкономии. Патриотизм, возродившийся в годы войны, под коммунистической опекой стал принимать уродливые формы великодержавного шовинизма. Все русское объявлялось самым лучшим, а зарубежное отвергалось начисто. Так были отринуты многие крупные открытия, сделанные иностранными учеными в области физики, квантовой механики, химии, кибернетики. Генетика и молекулярная биология были объявлены «буржуазными лженауками» и запрещены. Наступление на XVдожественную культуру, организованное тем же Ждановым, началось в 1946 г. Была принята серия постановлений («О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров» и др.), где творческие деятели обвинялись в аполитичности и безидейности, в пропаганде буржуазной идеологии. Изощренной травле подверглись А.Ахматова. М.Зощенко, В.Мурадели, Д.Шостакович. Попавшие в опалу писатели, XVдожники, композиторы теряли возможность публиковать свои произведения, исключались из профессиональных союзов, привлекались по уголовным статьям. В 1949-1950 гг. во всех творческих коллективах прошли проработочные кампании по борьбе с космополитизмом, направленные в первую очередь против деятелей культуры еврейской национальности. Ужесточение идеологического нажима на искусство привело как к количественному сокращению творческих произведений, так и к резкому снижению их качественного уровня. Например, в 1945 г. было выпущено 45 XVдожественных фильмов, в 1951 г. – всего 9. Показательны слова М.Шолохова, произнесенные им на II съезде советских писателей в декабре 1954 г.: «…остается нашим бедствием серый поток бесцветной посредственной литературы». Эти слова писателя смело можно отнести и к другим отраслям официального искусства.