Модели взаимоотношений власти и СМИ
Проблемы в современной системе СМИ
В современном мире СМИ (mass media) выполняют огромную работу в области информатизации общества и превратились в повседневные средства потребления. Создаваемая ими текущая информация является важной для адаптации к социальной среде большей части общества и его саморегуляции. В массовом обществе потребность в массовой информации возрастает, так как все его члены на основе прав и свобод равно ответственно включаются во все сферы общественной жизнедеятельности и разнообразные общественные отношения. В условиях плюралистической демократии - это всегда разная (об одном и том же) информация, обусловленная свободой слова и печати, а также свободой выбора информации индивидом и аудиторией.
Тоталитарная (авторитарная) модель взаимоотношений власти и СМИ отражает полное подчинение последних партийно-государственным органам. Установление цензуры для СМИ преследует цель жесткого контроля за тем, чтобы их деятельность строго соответствовала официальной политике существующей (фашистской, советской и т. п.) власти. Любое отклонение от установленного порядка рассматривается как подрыв государственного строя и его идеологии. В СССР свобода печати декларировалась в Конституциях 1936, 1977 гг., но наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные «спецхраны» для книг, журналов, газет, ограничивая доступ к ним общественности.
Государство | СМИ | Цензура | Цель |
Тоталитарное | владеет | официальная | официальная пропаганда |
Переходное | влияет | скрытая | ограничения в публикациях |
Социальное | независимые, многосубъектные | свобода слова и. печати (как идеал) | рупор общественного мнения |
Модель независимых СМИ в социальном государстве базируется на свободе слова и печати, которая дает право осуществлять контроль за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, а также выражать собственное мнение по поводу проводимой ими политики, делая ее прозрачной для общественности. При этом отсутствуют цензурные ограничения для сбора материала и его публикации как рупора общественного мнения. Вместе с тем СМИ несут социальную ответственность (прямую или косвенную) перед обществом, которая регулируется посредством правых норм и соответствующих институтов. Данное вмешательство общества в деятельность СМИ осуществляется для обеспечения «общественной и информационной безопасности».
Свобода слова и печати - это необходимая предпосылка для создания и сохранения демократического, гражданского общества, одно из важнейших средств активного участия граждан в жизнедеятельности массового общества - общества всеобщего благоденствия. В различных демократических странах право человека на информацию, свобода слова и деятельности СМИ гарантированы Конституцией. Вместе с тем считается допустимым накладывать ограничения и подвергать наказаниям в судебном порядке за нарушения законов о свободе слова и печати.
Так, во Франции принцип свободы выражения мнений и распространения информации - право, закрепленное еще в статье 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и включенное в преамбулу Конституции 1958 г.: «Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством» (III, 13, с. 118). Конституционный совет подтверждает, что свобода выражения мнений и свобода печати касаются не только тех, кто пишет, редактирует и публикует, но также и потребителей информации, и таким образом подтверждает право на плюрализм мнений.
Первая поправка к Конституции США, принятая в 1791 г., гласит: «Конгресс не должен принимать законов, устанавливающих религию, или запрещающих свободу ее вероисповедания, или ограничивающих свободу слова либо печати, или право людей мирно собираться и обращаться к правительству с петициями для удовлетворения их жалоб». Но в США нет законодательно закрепленной системы регулирования отношений в сфере массовой информации. Лишь отдельные федеральные акты и законы штатов, а также решения судебных органов затрагивают различные аспекты деятельности прессы.
Однако в Великобритании нет гарантии свободы выражения мнений, закрепленной письменно в Конституции (как нет и закрепленной на бумаге Конституции). Там также нет общего закона о СМИ, поскольку подразумевается, что свобода слова является одним из естественных прав человека и автоматически распространяется на публичное выражение взглядов и мне-ний. В то же время считается допустимым накладывать некоторые ограничения свободы слова путем введения отдельных нормативных актов. Эти ограничения диктуются либо высшими государственными интересами, либо необходимостью ограничения вмешательства журналистов в частную жизнь.
В условиях демократии и гражданского общества свободные СМИ являются «четвертой властью», обладающей плюрализмом политической окраски. Во-первых, функционируют (выживают) только те из них, которые отвечают нуждам читателей (слушателей). Во-вторых, у каждой редакционной политики (позиции) есть свой круг симпатизирующих читателей (слушателей). В-третьих, реализуя права граждан на информацию, СМИ придерживаются прагматических правил: конкурентность, независимость тона, сенсационность, оперативность, сокрытие источника информации. Свобода слова и печати - это огромная мобилизующая и контролирующая сила, общества. Она заключена в формировании и аккумулировании стоящего за СМИ общественного мнения.
В силу этого властно-управленческие структуры в российском обществе должны научиться жить и действовать в условиях санкционирования свободных СМИ.
В Российской Федерации в 1991 г. был принят Закон «О средствах массовой информации», гарантирующий независимость и свободу СМИ от государства. Поскольку закон писался в те времена, когда общество только начало освобождаться от тоталитаризма, основной акцент этого закона - отмена цензуры и свобода массовой информации. В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в статье 29 каждому гражданину гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1), «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4), недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3). Среди конституционных гарантий свободы массовой информации важную роль играет признание в статье 13 Конституции РФ идеологического плюрализма. Положения статей 8, 34 и 35 Конституции РФ, гарантирующие свободу экономической деятельности и право частной собственности, следует рассматривать как конституционную гарантию и одновременно как один из структурообразующих факторов понятия свободы массовой информации.
Вместе с тем реальная переходная модель взаимоотношений власти и СМИ в российском обществе полна противоречий.
Во-первых, разрушение монополии государства на владение СМИ привело к их многосубъектности как результата свободы и права частного учредительства различными коммерческими, финансовыми, партийными и т. п. структурами и физическими лицами. Переход к многосубъектности управления в информационной сфере существенно расширил количество и типологические изменения СМИ: появление их самого разного толка и распространение разнообразной информации - деловой, корпоративной, рекламной, развлекательной, национальной и др. Однако появление множества частных коллективных и индивидуальных издателей и изданий привело к ослаблению исполнения ими принятых законов, регламентирующих деятельность СМИ, а также осуществление надзора за нарушением конституционных положений свободы слова и массовой информации.
Участие СМИ в управлении общественными процессами как «четвертой власти» осуществляется через информационное воздействие на общественное мнение в качестве средства передачи (трансляции) и обмена информацией, оценки общественной жизни с выдвижением ряда альтернатив в поисках наиболее приемлемой. Однако принадлежность многих влиятельных СМИ олигархическим группам превратила их в инструменты прямого давления на общество и власть, образовав конфликт между целью и средствами ее достижения. Действуя по принципу «цель оправдывает средства», особенно в период выборных кампаний, СМИ превращаются в инструмент манипулирования общественным мнением. Наконец, существует проблема ангажированности СМИ, журналистов, особенно регионального и местного уровня, для которых финансовая и материально-техническая независимость является острейшей проблемой.
Необходимо отметить, что сами органы государственной и муниципальной власти в духе старых отношений со СМИ допускают нарушения закона о массовой информации с целью влияния на их редакционную политику и направления ее на обслуживание власти. Для этого используются институционализированные формы административного могущества (лицензирование, налоговая инспекция, предоставление льгот, финансовых дотаций, опека над производственным процессом и т. п.), что позволяет оказывать прямое (косвенное) давление на СМИ, добиваясь удовлетворения намерений исполнительной власти на «одну точку зрения», а не интересы общественности. Поэтому властным структурам надо учиться «жить вместе» с независимыми СМИ.
Во-вторых, коммерциализация деятельности СМИ, которая предстает как индустрия, становящаяся зоной информационного предпринимательства. В силу этого в рыночном обществе данная индустрия - это дело, которое должно приносить прибыль, выраженную в денежном эквиваленте. Финансовый успех является основой независимости СМИ от властных структур и зависит от эффективного менеджмента и маркетинга.
Новационным для российского общества стало появление собственника на СМИ, которые, в свою очередь, также превращаются в собственника произведенной информационной продукции, становящейся предметом купли-продажи. Возникла следующая схема:
Собственник СМИ - Редакция - Журналисты - Потребители информации.
1. Собственник (инвестор) СМИ ориентирован прежде всего на получение прибыли от своего информационного предприятия. Для него - это бизнес (как и любой другой) со всеми вытекающими отсюда последствиями
2. Редакция (коллегия, коллектив) занимается разработкой концепции редакционной политики данного СМИ.
Здесь можно обозначить две базовых позиции, которые объективно регулируют взаимоотношения собственника и редакции:
– Если собственник, инвестор (в том числе и государственные административные структуры) желает и дальше, в условиях рыночной конкуренции, зарабатывать на издании, он ни при каких условиях не станет пытаться корректировать редакционную политику.
– Если у редакции развито чувство самосохранения, она всеми силами будет пресекать попытки вмешательства собственника, инвестора в редакционную политику и приращивать объем интеллектуального (паблицитного) капитала.
3. Журналисты - это человеческий ресурс, являющийся основой эффективной деятельности СМИ; именно они собирают, перерабатывают и публикуют информацию. В их деятельности на первый план выходит квалификация, профессионализм и профессиональная этика. К особенностям журналистской деятельности следует отнести то, что журналист обладает правом не только спрашивать, ставить вопросы перед властно-управленческими структурами и их руководителями, но и требовать ответа на них, и спрашиваемый обязан отвечать правду. При этом соответствующие публикации информируют население о сути происходящего, формируют общественное мнение и могут становиться «сырьем» для государственных контрольно-судебных органов. В этом проявляется публичная сила СМИ как «четвертой власти». Поэтому, в частности, чиновник не любит (боится) журналиста и стремится оказывать на него давление, а СМИ превратить в подобие «правительственного департамента».
Вместе с тем также особо стоит проблема креативности: в коммуникационно-информационной деятельности всегда имеет место творчество, то есть креативные процессы, которые помогают профессионалам вызывать интерес к информации и преодолевать любые барьеры на пути ее движения и восприятия объектами воздействия. Креативные управленческие решения в журналистской деятельности связаны с умением вносить в нее элементы творчества. Данный подход (содержание) задает добавленную стоимость как самой работе, так и ее продуктам: что-то новое, оригинальное в решении задач идейно-психологического воздействия на потребителя информации. При этом существует правило, что журналистский креативный акт не должен компрометировать имидж, репутации и бренд данного СМИ, то есть подрывать стратегическую систему ценностей, связанную с его жизнедеятельностью и редакционной политикой.
С креативностью связана также проблема творческой вольности - это аспект креативности, которым злоупотребляют в условиях недобросовестной конкуренции источников информации в передаче новостей, то есть сообщения людям чего-то нового. В этой ситуации имеют место мошенничество, ложь и импропаганда, которая зависит от безнравственной позиции специалиста, занимаемой им в креативных разработках.
Импропаганда - это нечестно распространяемая информация для создания краткосрочной (тактической) добавленной стоимости с использованием недобросовестных методов и нарушением принципа контроля достоверности.
В журналистской практике в условиях жесткой конкуренции имеют место три аспекта:
- высокая скорость поступления новостей и их последующего распространения, с чем связано ограниченное представление о подоплеке события;
- наличие информационного контроля (цензуры), обусловливающего селекцию, урезание информации;
- идеологизированный цинизм в СМИ, когда ради хорошего сюжета игнорируются факты, то есть с ними обращаются вольно (часто полуправда): они не должны портить хороший сюжет.
4. Потребители информации - это категории читателей, слушателей СМИ, которые носят сегментированный характер и имеют достаточно выраженные информационные потребности. Массовая общественность состоит из заполняющих социальную среду контактных аудиторий, в составе которых живет, трудится, сотрудничает и конфликтует потребитель информации.
Экономическая успешность СМИ является одним из условий свободы слова и печати, массовой информации, которые в демократическом государственном устройстве существуют номинально. Безусловно, независимость СМИ от цензурного контроля государства и правовое регулирование их отношений чрезвычайно важны в современной России как стране, стремящейся в клуб демократически развитых стран мира.
3. Информационная политика Российской Федерации – проблемы и тенденции развития
Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.
Информационная политика государства включает в себя два аспекта:
1. Осуществление в информационном поле нормативно-правового регулирования в соответствии с требованиями демократического и гражданского общества об информационной безопасности.
2. Осуществление управления собственным информационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.
Остановимся подробнее на каждом выделенном нами аспекте.
Разработка нормативно-правовой базы функционирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы государственного и муниципального управления. В этом аспекте в нашей стране сделан серьезный шаг в утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, которая служит базой для формирования государственной информационной политики. Под информационной безопасностью, являющейся частью национальной безопасности страны, здесь понимается состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Практика регулирования информационной сферы демократических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов, к числу которых относятся:
- поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в СМИ, принятие решений по дезинтеграции монополистов;
- юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам всего населения; сужение области ведомственных тайн;
- реализация концепции универсального доступа, предполагающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);
- соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;
- защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;
- укрепление национальной культуры, языка, противостояние культурной экспансии других стран, реализация проектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;
- переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;
- широкое использование телемедицины для оказания услуг населению отдаленных районов;
- обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;
- охрана интеллектуальной собственности;
- целенаправленное использование информационных ресурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.
Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным информационным пространством, то здесь можно сказать следующее.
Стратегия доверия и социального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную систему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с общественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, понятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «разговаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соответствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - государство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически означает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:
- не граждане для общества, а общество для граждан: отношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;
- не собственность подчиняется общему благу, а общественное благо вытекает из собственности;
- не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;
- не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;
- деятельность государственной службы должна быть открытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.
Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.
На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, носит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного развития, и работа по связям с общественностью на новых канонах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.
Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы приблизить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.
В связи с этим отметим концептуальные установки, на которые должна опираться организация PR-служб.
1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими общественные связи и отношения с помощью комплекса «убеждающих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.
2. Создание системной сети информационно-коммуникационных каналов прямой и обратной связи («нервы правительства»); власть должна осуществлять информирование общественности и быть информированной.
3. Реализация единой информационной политики администрации, обеспечивающей интеграцию информационных потоков с управленческими решениями и позициями.
4. Достижение программы гражданского согласия в решении управленческих задач на основе согласования интересов общественности (управляемые) и государственных структур (управляющие), чтобы их решения были приняты (узнаваемы, понятны, желанны).
5. Включение (соучастие) общественности в управленческую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее интересы, желания, стремления были приняты во внимание.
6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона (правительство, другие регионы, международные связи).
7. Подготовка (переподготовка) квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-информационной структуры, общественных связей, взаимоотношений со СМИ, формирования общественного мнения, корпоративной культуры, имиджмейкерства и др.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.
В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.