Тема 6. Секреты успешного выступления.

Как установить контакт с аудиторий? Необходимо желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится.

Необходимо установить личностный контакт. Доброе, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Также необходимо продумать форму эмоционального контакта со слушателями, чтобы у них появилось рабочее настроение. Далее устанавливается познавательный контакт – интерес к теме выступления.

Признаки установления контакта со слушателями: выражение их лиц, позы, реплики, вопросы – т.е. сигналы обратной связи.

Весь секрет успеха выступления – говорить со слушателями, а не при них.

Чтобы вызвать интерес к себе и выступлению, надо с первых минут завладеть вниманием слушателей. Виды внимания аудитории:

Непроизвольное внимание. Когда очаг возбуждения, а, следовательно, и внимания возникают независимо от воли, сознания:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным;

2) в поле зрения и слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастность раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, т.к. возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект

Произвольное, или волевое, внимание возникает при сознательном усилии воли на предмете или процессе, при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью.

Послепроизвольное внимание возникает как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением. Такое внимание не утомляет и может длиться весьма долго. Именно оно обеспечивает активную работу аудитории.

Правила начала выступления:

  1. Оказаться заранее на месте выступления: оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать место, где всем будет видно оратора и вспомогательный материал.
  2. Уверенной походкой выйти к месту выступления, сделать начальную паузу, «собрать» взгляды слушателей.
  3. Первая фраза содержит приветствие. Оно не должно быть формальным.
  4. Первые слова должны быть просты, доступны и интересны. Произносить их лучше не в пустоту, а какому-нибудь слушателю. Затем установить зрительный контакт с другим человеком. Эта часть выступления называется зачином.

Варианты зачина разнообразны: обращение, оригинальная цитата, интересный факт, вопрос, приём сопереживания, комплимент, шутка, свои чувства по поводу встречи и т.д.

Самый неудачный вид зачина – извинение за то, что не готовы выступать, обещают недолго задержать внимание и т.д.

После зачина надо плавно перейти к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления.

Способы удержания внимания.

  1. Логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность)
  2. Проблемная ситуация в речи – подача фактов или идей в противопоставлении.
  3. Содержательность – новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов.
  4. Доступность изложения.
  5. Выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения.
  6. Разнообразные приёмы изложения.
  7. Драматизация речи – эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
  8. Провокация – заявление того, что вызывает несогласие аудитории, а затем конструктивные выводы.
  9. Сопереживание возникает, когда оратор увлечённо описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории.
  10. Доверительность, когда автору удаётся связать предмет речи с собственным опытом, размышлениями.
  11. Непринуждённая манера изложения делает речь более выразительной, помогает убедить.
  12. Убеждённость и эмоциональность оратора.
  13. Умеренный темп речи, чтобы успевали следить за ходом мысли, записывать.
  14. Паузы, чтобы осмыслить сказанное, задать вопрос.
  15. Юмор вызывает оживление, снимает усталость, заставляет слушать. Чувство юмора – природный дар. Если оно не развито – это надо осознать. Наиболее безопасны на трибуне юмористические зарисовки – парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты т.д.
  16. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

Во время выступления наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. Необходима мобилизация внимания некоторыми приёмами, стимулирующими непроизвольное внимание:

  1. Изменение голоса: интонация, темп речи, сила звучания, пауза.
  2. Пример, затрагивающий интересы слушателей, анекдот.
  3. Переключение внимания: переход на другой вопрос, показ наглядных пособий, предложение записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения – словом, любая работа для слушателей.
  4. Диалог с аудиторией.
  5. Прямое указание на то, что вопрос очень важен.

Завершение выступления. Последнее впечатление – самое сильное и если заключения нет или оно не связано с темой выступления – суть выступления ускользает от слушателей. Виды заключения:

  1. Итог сказанному.
  2. Заключение-вывод.
  3. Краткое повторение сказанного.

Главное – заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчёркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистичным. Пример неудачного заключения – извинение за то, что задержал, плохо подготовился, не знал, кто придёт слушать и т.п. Заключение должно быть подарком для слушателей.

 

Об эффективности выступления свидетельствует количество и содержание вопросов.