Культура России XVII века.

В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от средневековья новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в более заметном усилении обмирщения. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие русской культуры оказало также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими народами и странами.

Просвещение и научные знания. Заметно возрастает количество грамотных людей. По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена была для царя и называлась «Куранты») была рукописной. Она состояла в основном из иностранных новостей. Вместе с тем, распространяется и печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. В начале 70-х гг. в Москве впервые открывается даже книжная лавка. Книгопечатание способствовало увеличению тиражей учебников по грамматике, арифметике. Особенно популярными были букварь («Азбука») Василия Бурцева, а в конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы» .Все более насущной становилась потребность в учебных заведениях. Появляются школы при монастырях, даже при Печатном дворе. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия. В ней обучались грамматике риторике, философии, а также богословию. Выпускники становились священниками или чиновниками. Научных знаний в это время в России еще не было. В основном ценились практические знания. Например, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические знания по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте иностранной медицины. Аптекарский приказ ведал подготовкой врачей и фармацевтов. Только в XVII столетии Россия познакомилась с гелиоцентрической системой Коперника, появились переводные книги по географии, природоведению. Географические знания того времени воплотились в созданных географических картах. В Разрядном приказе изготовляется «Книга Большому чертежу», а в Новгороде создается «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря». Географические сведения накапливаются в связи с освоением Сибири. В конце века С. Ремизов создает «Чертежную книгу Сибири».

Литература. В ней утверждаются два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого - былСимеон Полоцкий. Он получил духовное образование и стал учителем детей царя Алексея Михайловича. С его именем связано появление в русской литературе новых жанров - поэзии и драматургии. Видное место в его творчестве занимает хвалебная литература - он восхвалял самодержавие и саму персону царя. Кроме того он известен как яркий публицист. В своих трудах обосновывал необходимость самодержавной власти.

Народно-обличительная литература представлена в наследии протопопа Аввакума. Он был ярким полемистом, убежденным обличителем существующих несправедливостей. Его считают основоположником биографического жанра («Житие протопопа Аввакума им самим написанное»). На примере своей жизни он повествует об искренней преданности идеям древнего благочестия, обличает официальную светскую и духовную власть. Кроме того, во всех деяниях и проповедях лидера старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, знаний и всего, что противоречило традициям русской старины. Страстность и убежденность Аввакума, его яркий, образный язык умножали число приверженцев старых церковных традиций. Кроме того, он обогатил русский литературный язык элементами живой народной речи.

Большое распространение получили бытовые повести ,где герои пытаются вырваться из оков церковности и традиций. С одной стороны, герои хотят вырваться из рамок Домостроевских традиций, но с другой - все эти попытки тщетны. Например, темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодого человека, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Заметный след оставили и сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека. Повесть о «Шемякином суде» и повесть «О Ерше Ершовиче» - характеризуют продажность и беспринципность судей, пародируют судебные порядки середины XVII в. Отразились и события, оставившие след в памяти людей, особенно - Смутного времени. В основном это были публицистические произведения, где звучал призыв к борьбе с иноземцами («Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его» и др.) Около 1630 года создается «Новый летописец» (последняя русская летопись), в которой излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества, одним из популярнейших героев становится Степан Разин.

Архитектура. На протяжении XVII в. произошли заметные изменения. Основным строительным материалом в России оставалось дерево. Новым же явлением было то, что увеличилось число зданий, возводимых из кирпича. Если раньше такие здания, как правило, были культовыми, то теперь это было жилье, правительственные учреждения, торгово-промышленные предприятия. Происходило сближение стилей культовых и гражданских построек. Широко применялись новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. К выдающимся памятникам относится затейливый и роскошный дворец царя Алексея Михайловича с селе Коломенском. В деревянном церковном зодчестве продолжали преобладать шатровые храмы, особенно на севере Европейской части страны. Одним из шедевров деревянного зодчества является храм Преображения Господня в Кижах (1714 г.).

По инициативе патриарха Никона осуществляется строительство ряда грандиозных сооружений. Особенно сильное впечатление производят постройки Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой (Воскресенский собор монастыря в соответствии с вкусами того времени был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами). В конце века в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название нарышкинского (московское барокко). Он использовался при сооружении небольших церквей в усадьбах московских вельмож. Особенностью нарышкинского стиля является строгая симметрия. Выразительным памятником этого направления в церковном строительстве является церковь Покрова в Филях. Она отличалась изяществом, безукоризненными пропорциями. Фасад был отделан такими элементами декора, как колоны, капители, раковины. Общий колорит был двухцветный: красный и белый.

Развивается и гражданское строительство. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится заново, создавая парадный въезд. Московский Кремль превращается в парадную резиденцию царей и сосредоточением высших органов власти. Изменяется и внутреннее пространство Кремля. Воздвигается Теремной дворец. Он представлял собой трехэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким теремом. Здание было богато украшено: золотая кровля, пояса израсцовых карнизов, каменная резьба.

Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала Сухарева Башня. Это было многоярусное сооружение с широкой парадной лестницей, ведущей ко второму ярусу. Стремление мастеров к нарядному «узорочью» было так велико, что оно проникло даже в жизнь монастырей и церковных властей. Во второй половине века строится ансамбль Ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль. Этот комплекс в полной мере отразил характерные черты русского зодчества XVII века.

Живопись.В ней в большей степени сохранились, освященные церковью, традиции письма. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля. Она стала с XVII века XVдожественным центром страны. В течение тридцати лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков. Его творчество отличалось пристальным интересом к человеческому лицу - аскетические лица святых в его иконах приобретают живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный». Широко известно и другое его произведение - «Насаждение древа государства Всероссийского». С.Ушакову принадлежит и икона «Троица», где впервые достаточно реалистично прописаны все детали. Замечательным явлением в русском искусстве стала школа ярославских живописцев. Традиционные церковные сюжеты на их фресках приобретают образы привычной русской жизни. Они являлись в России открывателями пейзажной живописи. Другим примером отхода от церковных традиций было появление светской живописи - это парсунное письмо. Можно сказать, что оно было началом портретной живописи. К концу века эти портреты все больше и больше удалялись от традиций иконописи.