Вехи жизни и творчества

Лирика С. А. Есенина

Лекция четырнадцатая

(1895-1925)

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Детство провел в семье деда Федороа Андреевича Титова. С тех пор в памяти Сергея остался дом, где часто собирались странники, слепцы, пелись духовные стихи, рассказывались притчи из Священного писания.

Три года Сергей учился в сельском училище, которое закончил с похвальным листом и был рекомендован в Спасо-Клепиковскую учительскую школу.

В1912 году Есенин уезжает в Москву, где сначала служит конторщиком, а потом устраивается корректором в типографию И.Д. Сытина, которая занимала видное место в культурной жизни России. В этот период Есенин много работает, пишет стихи, размышляет о смысле бытия. Нравственные ценности, которые он почерпнул некогда от отца Ивана Смирнова, деда, матери, — теперь подвергаются пересмотру. Деревенскому мальчику, свято верящему в христианские заповеди, предстоит пройти путь познания, ценой которого станет утрата прежней чистоты, незамутненной веры, прежних идеалов. Поиск его будет сопряжен с ошибками и взлетами, с трагической и скандальной славой.

В сентябре 1913 года юноша поступает в Народ­ный университет имени А. Л. Шанявского, посеща­ет Суриковский литературно-музыкальный кру­жок.

В 1914 люду в сытинском детском журнальчике «Мирок» появилось первое стихотворение Есенина, подписанное псевдонимом Аристон. Есенин мечтает о встрече с Блоком, творчество которого является для него высшим образцом поэзии.

В марте 1915 года встреча с кумиром состоялась. Блок принял юного поэта благосклонно, а в дневнике записал: «Днем был у меня рязанский парень со сти­хами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многослов­ный язык».

Появление Сергея Есенина в литературных сало­нах было подготовлено патриотическим настроением во время войны, мистической, экзальтированной лю­бовью интеллигенции к России и народу. Обряженный в крестьянский костюм, Есенин выступал в велико­светских салонах, в изысканных домах. У него появи­лось прозвище — «рязанский Лель». Его имя стано­вится известным, произведения печатаются в важных столичных журналах. Так начался путь Есенина на Парнас.

В 1916 году Есенин был призван в армию, год прослужил санитаром в Царском селе, в боевых дей­ствиях не участвовал. Сразу после февральской рево­люции поэт оставляет армию и уезжает на родину.

В 1915—1916 годах им были созданы замеча­тельные стихи, посвященные родному краю: «Край любимый! Сердцу снятся^», «Сыплет черемуха сне­гом», «Устал я жить в родном краю.»». В этих про­изведениях проявились важнейшие черты есенинс­кой лирики: трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.

В 1916 г вышел первый сборник стихов Есенина — «Радуница».

Октябрьская революция была воспринята поэтом восторженно. Его увлекла сама идея разрушения ста­рого и создания страны будущего как некоего идил­лического царства для русского крестьянства. Он со­здает поэмы «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918). Но Есенин вскоре понял, что строится не тот социализм, о кото­ром он мечтал («Тесно в веж живому»). Поэт пережи­вает острейший духовный кризис, так как все, во что он верил, не сбылось.

Зимой 1919 года вышел в свет сборник «Явь», в котором были опубликованы произведения поэтов, называвших себя имажинистами (Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев, Есенин). А 3 апреля того же года в Политехническом музее в Москве состоялось первое публичное выступление имажинистов. Само название было образовано от слова «image», что означает «об­раз». Есенин, возглавивший это течение, видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Он писал: «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». Есенин прекрасно понимал, что не он примкнул к имажинистам, а они вовлекли его в свою когорту. Поэтому вскоре Есенин разошелся с имажинистами.

В апреле 1920 года Есенин навестил родных. Страшные перемены в родном краю поразили его. Он явственно осознал и почувствовал гибель деревни: голод, мор, последствия военного коммунизма, продразверсток. С тяжелым сердцем покидает он родину.

А в июне вместе с А. Мариенгофом отправляется на Кавказ через разоренные русские города. Тогда-то он увидел в окне вагона несущегося рядом с парово­зом рыжего жеребенка. Этот образ взволновал и рас­трогал поэта, он увидел в нем символ вымирающей деревни. Возвратившись в Москву, Есенин работает над поэмой «Сорокоуст» (Сорокоуст — служба по умершему, совершающаяся в течение 40 дней после смерти). Поэма «Сорокоуст» — это крик гибнущего человека, а хрупкий образ жеребенка, бегущего за «стальным» конем,—его атония.

Начиная с 1920-х годов в поэзию Есенина входят темы усталости, предчувствия смерти, одиночества («По-осеннему кычет сова», «Я последний поэт дерев­ни», «Не жалею, не зову, не плачу»), В стихотворе­нии «Исповедь хулигана» появляется новый образ ху­лигана, растерянного, тоскующего по детству, по ут­раченной свежести, по чему-то родному, ушедшему навсегда.

В мае 1922 года, после женитьбы на американ­ской балерине Айседоре Дункан, Есенин совершает путешествие сначала по Европе, затем по Америке. Встречи с Русской эмиграцией, не всегда доброжела­тельной, незнание языков, роль мужа знаменитой ба­лерины — всё это не могло не вызвать протест у Есе­нина. Он мечтает вернуться домой, в Россию.

С возвращением па родину в августе 1923 года связан перелом в творчестве поэта. «Прощание с мо­лодостью» — так сам он определил свои настроения. Теперь вместо весенних и летних красок в его стихах преобладают осенние. И цикл из семи стихотворений, названный им «Любовь хулигана», определяется са­мим поэтом как осенний. Ему открывается теперь иная радость — радость воспоминаний. В эти годы был создан и самый светлый образ в поэзии Есенина — об­раз матери («Письмо матери»), Это стихотворение — обращение к прошлому, о котором тоскует поэт, не находя себе опоры в настоящем.

1924 год стал удивительно плодотворным годом в творческом отношении. Поэтом были созданы такие несомненные шедевры, как «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Русь советская», а также цикл «Москва кабацкая». Результатом пребывания на Кавказе в 1924 году стало появление лирического цикла «Персидские мотивы». Основные мотивы это­го цикла: мечта о покое, о гармонии, восхищение го­лубой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам.

Искренность и прямота поэта, его бескомпро­миссность во многих вопросах породили тяжёлую атмосферу травли в последний год его жизни. В это трудное время Есенин создает автобиографическую поэму «Анна Снегина». Поэма обнаруживает творческую зрелость Есенина, умеющего проникнуть в тайники человеческой души, передать психологическую сложность взаимоотношений и чувств.

За месяц до смерти Есенин создает поэму «Чер­ный человек», в которой заметно влияние пушкин­ской трагедии «Моцарт и Сальери». Незадолго до тра­гической гибели им было написано стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», которое будет опубликовано уже после того, как его найдут мертвым в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере ленинград­ской гостиницы «Англетер». Поэт похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.