Вехи жизни и творчества
Лирика С. А. Есенина
Лекция четырнадцатая
(1895-1925)
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Детство провел в семье деда Федороа Андреевича Титова. С тех пор в памяти Сергея остался дом, где часто собирались странники, слепцы, пелись духовные стихи, рассказывались притчи из Священного писания.
Три года Сергей учился в сельском училище, которое закончил с похвальным листом и был рекомендован в Спасо-Клепиковскую учительскую школу.
В1912 году Есенин уезжает в Москву, где сначала служит конторщиком, а потом устраивается корректором в типографию И.Д. Сытина, которая занимала видное место в культурной жизни России. В этот период Есенин много работает, пишет стихи, размышляет о смысле бытия. Нравственные ценности, которые он почерпнул некогда от отца Ивана Смирнова, деда, матери, — теперь подвергаются пересмотру. Деревенскому мальчику, свято верящему в христианские заповеди, предстоит пройти путь познания, ценой которого станет утрата прежней чистоты, незамутненной веры, прежних идеалов. Поиск его будет сопряжен с ошибками и взлетами, с трагической и скандальной славой.
В сентябре 1913 года юноша поступает в Народный университет имени А. Л. Шанявского, посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок.
В 1914 люду в сытинском детском журнальчике «Мирок» появилось первое стихотворение Есенина, подписанное псевдонимом Аристон. Есенин мечтает о встрече с Блоком, творчество которого является для него высшим образцом поэзии.
В марте 1915 года встреча с кумиром состоялась. Блок принял юного поэта благосклонно, а в дневнике записал: «Днем был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».
Появление Сергея Есенина в литературных салонах было подготовлено патриотическим настроением во время войны, мистической, экзальтированной любовью интеллигенции к России и народу. Обряженный в крестьянский костюм, Есенин выступал в великосветских салонах, в изысканных домах. У него появилось прозвище — «рязанский Лель». Его имя становится известным, произведения печатаются в важных столичных журналах. Так начался путь Есенина на Парнас.
В 1916 году Есенин был призван в армию, год прослужил санитаром в Царском селе, в боевых действиях не участвовал. Сразу после февральской революции поэт оставляет армию и уезжает на родину.
В 1915—1916 годах им были созданы замечательные стихи, посвященные родному краю: «Край любимый! Сердцу снятся^», «Сыплет черемуха снегом», «Устал я жить в родном краю.»». В этих произведениях проявились важнейшие черты есенинской лирики: трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.
В 1916 г вышел первый сборник стихов Есенина — «Радуница».
Октябрьская революция была воспринята поэтом восторженно. Его увлекла сама идея разрушения старого и создания страны будущего как некоего идиллического царства для русского крестьянства. Он создает поэмы «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918). Но Есенин вскоре понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в веж живому»). Поэт переживает острейший духовный кризис, так как все, во что он верил, не сбылось.
Зимой 1919 года вышел в свет сборник «Явь», в котором были опубликованы произведения поэтов, называвших себя имажинистами (Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев, Есенин). А 3 апреля того же года в Политехническом музее в Москве состоялось первое публичное выступление имажинистов. Само название было образовано от слова «image», что означает «образ». Есенин, возглавивший это течение, видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Он писал: «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». Есенин прекрасно понимал, что не он примкнул к имажинистам, а они вовлекли его в свою когорту. Поэтому вскоре Есенин разошелся с имажинистами.
В апреле 1920 года Есенин навестил родных. Страшные перемены в родном краю поразили его. Он явственно осознал и почувствовал гибель деревни: голод, мор, последствия военного коммунизма, продразверсток. С тяжелым сердцем покидает он родину.
А в июне вместе с А. Мариенгофом отправляется на Кавказ через разоренные русские города. Тогда-то он увидел в окне вагона несущегося рядом с паровозом рыжего жеребенка. Этот образ взволновал и растрогал поэта, он увидел в нем символ вымирающей деревни. Возвратившись в Москву, Есенин работает над поэмой «Сорокоуст» (Сорокоуст — служба по умершему, совершающаяся в течение 40 дней после смерти). Поэма «Сорокоуст» — это крик гибнущего человека, а хрупкий образ жеребенка, бегущего за «стальным» конем,—его атония.
Начиная с 1920-х годов в поэзию Есенина входят темы усталости, предчувствия смерти, одиночества («По-осеннему кычет сова», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу»), В стихотворении «Исповедь хулигана» появляется новый образ хулигана, растерянного, тоскующего по детству, по утраченной свежести, по чему-то родному, ушедшему навсегда.
В мае 1922 года, после женитьбы на американской балерине Айседоре Дункан, Есенин совершает путешествие сначала по Европе, затем по Америке. Встречи с Русской эмиграцией, не всегда доброжелательной, незнание языков, роль мужа знаменитой балерины — всё это не могло не вызвать протест у Есенина. Он мечтает вернуться домой, в Россию.
С возвращением па родину в августе 1923 года связан перелом в творчестве поэта. «Прощание с молодостью» — так сам он определил свои настроения. Теперь вместо весенних и летних красок в его стихах преобладают осенние. И цикл из семи стихотворений, названный им «Любовь хулигана», определяется самим поэтом как осенний. Ему открывается теперь иная радость — радость воспоминаний. В эти годы был создан и самый светлый образ в поэзии Есенина — образ матери («Письмо матери»), Это стихотворение — обращение к прошлому, о котором тоскует поэт, не находя себе опоры в настоящем.
1924 год стал удивительно плодотворным годом в творческом отношении. Поэтом были созданы такие несомненные шедевры, как «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Русь советская», а также цикл «Москва кабацкая». Результатом пребывания на Кавказе в 1924 году стало появление лирического цикла «Персидские мотивы». Основные мотивы этого цикла: мечта о покое, о гармонии, восхищение голубой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам.
Искренность и прямота поэта, его бескомпромиссность во многих вопросах породили тяжёлую атмосферу травли в последний год его жизни. В это трудное время Есенин создает автобиографическую поэму «Анна Снегина». Поэма обнаруживает творческую зрелость Есенина, умеющего проникнуть в тайники человеческой души, передать психологическую сложность взаимоотношений и чувств.
За месяц до смерти Есенин создает поэму «Черный человек», в которой заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Незадолго до трагической гибели им было написано стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», которое будет опубликовано уже после того, как его найдут мертвым в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере ленинградской гостиницы «Англетер». Поэт похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.