В XVI ВЕКЕ
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Новый этап в истории Российского государства приходится на середину XVI в. В литературе это время традиционно связывается с реформами «Избранной рады». Начало следующего этапа в развитии государственности было обусловлено целым рядом причин. Острая борьба за влияние и власть между боярскими группировками во времена детства и отрочества Ивана IV привела к глубокому политическому кризису. Кризис власти обернулся кризисом управленческих структур. Пользуясь ослаблением центральной власти, упрочили свои позиции кормленщики. Слабый контроль со стороны центра открывал им дополнительные возможности для злоупотреблений. К тому же в условиях борьбы за власть раздача престижных кормлений превращалась в способ привлечения новых союзников.
Но дело не только в злоупотреблениях наместников и в эгоистической политике борющихся группировок. Кризис был масштабнее. Он отражал потребность в реформировании государства и общества, возникшую в результате существенных перемен в жизни страны. В своем развитии на путях единения Московская Русь заметно продвинулась вперед. Но ее социальные и государственно-административные структуры оставались на прежнем уровне и не отвечали новым реалиям.
Реформы находились в тесной связи с внешнеполитическими вменениями. Постоянная угроза, исходящая от Казанского, Крымского ханств, могла быть преодолена при условии существования сильной и стабильной власти, способной мобилизовать материальные и военные ресурсы для отражения агрессии.
В конце 40-50-х гг. XVI в. правительство Ивана IV провело структурные реформы, повлиявшие на все стороны жизни общества и государства. Центральное место в них заняли реформы центрального и местного управления. Их структурообразующее значение определялось не только доминирующей ролью власти и властных структур в отечественной истории. Перестройка аппарата управления продиктовала логику преобразований в других - фискальных, финансовых, сословных и пр. - областях. Государственно-административные реформы выступили в роли своеобразного локомотива преобразований, предопределив их направленность, содержание и темпы.
Первый и самый видимый итог административных реформ – начало интенсивного приказного строительства. Условно можно говорить о двух главных видах приказов. Это отраслевые приказы, обладавшие общегосударственными прерогативами. К ним можно отнести уже упомянутый Посольский приказ, в ведении которого была внешняя политика Русского государства. Поместный приказ контролировал оборот земли - материальную основу службы. В нем же хранились кадастровые писцовые книги, необходимые для фиска. Военные и административно-управленческие функции сосредоточивались в Разрядном приказе. Организацией службы, обеспечением, защитой интересов приборных людей - стрельцов и пушкарей, занимались Стрелецкий и Пушкарский приказы. Полицейско-карательные задачи оказались связаны с деятельностью Разбойного и Земского приказов. Со временем появляются финансовые, судные, военные и административные приказы. Другой тип - территориальные приказы. Административная и судебная власть таких приказов распространялась на подведомственную территорию и отдельные разряды местного населения.
Приказная система сохранила множество архаичных черт, свойственных государству-вотчине. Территориальный и отраслевой принципы не были четко разделены; управленческие функции переплетались с судебными; компетенции приказов нередко совпадали и дублировались. Тем не менее следует признать, что появление приказов - веха в истории Русского государства. Дело не просто в усилении централизации и бюрократизации управления. Приказы - это административные органы, сумевшие отделиться от Государева двора и получить иные основания для своего развития. Спустя десятилетия именно приказы станут «столбовым хребтом» исполнительной власти.
Этим не исчерпывались административные преобразования середины XVI столетия. В начале 50-х гг. новый толчок получила губная реформа, начатая еще в конце 30-х гг. (первые губные грамоты известны с 1539 г.). На местах, на основе представительства от различных групп населения, стали формироваться особые выборные органы самоуправления - губные избы, во главе которых стояли головы (губные старосты). Губные старосты занимались расследованием уголовных дел. Последние изымались из ведения наместников, что отвечало интересам местного населения, нуждавшегося в быстрой и зависимой судебной и административной власти. Старосты подчинялись центру. Контроль за их деятельностью был возложен на специальную комиссию Боярской думы и на дьяков областных дворцов.
Губная реформа была дополнена земской. В отличие от губных изб, земские избы наделялись более широкой компетенцией, главная из которых была фискальная. Это предопределило подчинение земских изб Казне. Различались учреждения и в составе избирателей. Губных старост избирали преимущественно представители провинциального дворянства, земских старост - посадское и сельское тягловое население.
Задачи новых учреждений сводились прежде всего к поддержанию правопорядка - борьбе с «ведомыми лихими людьми», к сбору налогов и исполнению государственных повинностей. Поскольку местное законодательство находилось лишь в стадии становления, возникшее самоуправление первоначально во многом руководствовалось мирскими традициями.
Возникновение выборных органов самоуправления отражало общую тенденцию возрастания роли сословий в целом. Власть уже не могла игнорировать социальные требования служилых, посадских и торговых людей. Традиционный способ обращения сословных групп к власти посредством челобитья был уже недостаточен. Возникла необходимость в более совершенных формах сотрудничества и коммуникации.
Судебник 1550 г. отразил принципиально изменившуюся за пятьдесят лет после написания Судебника 1497 г. ситуацию. Если последний, опередив время, во многом продекларировал намерения правительства, то новый Судебник стал сводом действующего права. При этом Судебнику изначально был придан публичный характер. Впрочем, статьи царского Судебника, призванные ограничить и пасть кормленщиков, вскоре оказались ненужными. Правительство взяло курс на упразднение института наместников и замену их выборными земскими и губными учреждениями. Какими бы мотивами ни руководствовались при этом инициаторы решения, суть остается неизменной: было признано, что кормления принципиально расходится с задачами укрепления самодержавной власти и централизации. На первый взгляд, это кажется не совсем логичным. Кормленщики, посланные из центра, заменялись выборными органами, уже но определению зависимыми от своих выборщиков. Но не следует сбывать, что объем судебно-административных дел, находившихся в ведении кормленщиков, не шел ни в какое сравнение с тем, что приобрели в результате реформы местного управления выборные головы и старосты. Особенно это было ощутимо в судебной и административной областях. Выборные органы выступали здесь как суды первой инстанции с правом решения ограниченного круга дел.
Но куда в силу упразднения института кормленщиков делась «лишняя власть»? Она оказались сосредоточенной в Москве, в создаваемых приказах. Сюда же, кстати сказать, стали поступать налоги, заменившие платежи и сборы, некогда получаемые кормленщиками: наместнические «корма» трансформировались в денежный «кормленный окуп», взимаемый на местах земскими властями. Перераспределение власти и финансовых потоков оказалось одним из способов централизации, смысл которого - в расширении прав, прерогатив и реальных возможностей верховной власти.
Упраздняя кормленщиков, реформаторы заменяли людей центра местными выборными людьми. Едва ли это обстоятельство полностью устраивало самодержавие. Предпочтительнее было бы иметь дело с людьми, во всем зависимыми от центра и независимыми от сословий. Но для подобной смены не было ни ресурсов, ни кадров администраторов. Местные выборные институты призваны были отчасти компенсировать слабость государства, уже способного отказаться от кормленщиков, но еще не готового создать бюрократизированную, разветвленную ветвь административной, налоговой и судебной власти на местах. Встроенные в вертикаль власти, земские и губные органы самоуправления были призваны обеспечить функционирование государственной власти в низовом звене. Это и было одним из проявлений сословно-представительной монархии, оформление которой, по мнению большинства историков, приходится на годы правления Ивана IV.
Реформы «Избранной рады» привели к серьезным переменам в государственном устройстве Московской Руси. Изменились не просто отдельные нормы права или учреждения - перемены коснулись всей совокупности отношений и властных институтов. Сама иерархически выстраиваемая административная структура усложнилась и одновременно стала более действенной. Несомненный вектор всех этих перемен - стягивание власти к центру.