Основные стратегии изменений
Выбор стратегии организационного изменения
Под стратегией изменений понимается тот или иной подход к осуществлению перемен, выбранный в зависимости от конкретных обстоятельств.
Перед тем как воспользоваться той или иной стратегией осуществления изменения, необходимо помнить, что всегда есть выбор, т.е. существует несколько возможных подходов к проведению изменений. Одна из классификаций стратегий изменения представлена в таблице 12. В ней выделены основные виды стратегий, описывается используемый при этом подход и примеры его осуществления.
Таблица 12.
Остановимся более подробно на характеристике каждой стратегии.
Директивная стратегия. При ее применении принятие решений остается за менеджером (руководителем проекта), который осуществляет изменения, не отступая от первоначально разработанного плана, а люди, вовлеченные в изменения, вынуждены просто смириться с фактом его проведения. Наиболее часто директивные стратегии используются при необходимости быстрых перемен и в кризисных ситуациях.
Важными условиями достижения эффективности этой стратегии являются следующие:
• признание подчиненными необходимости осуществления изменения за короткий срок;
• наличие необходимых полномочий, власти и стойкости для осуществления изменения у человека, ответственного за его проведение.
Стратегия, основанная на переговорах. Используя данную стратегию, менеджер по-прежнему является инициатором изменения, но уже проявляет готовность вести переговоры с другими группами по вопросам осуществления изменения и в случае необходимости пойти на уступки.
Нормативная стратегия (сердца и умы). При использовании этой стратегии делается попытка расширить рамки обычных действий по проведению изменений, а именно: помимо получения согласия служащих на определенные изменения добиться у них чувства ответственности за осуществление перемен и достижение общих целей организации. Этим и объясняется подзаголовок «сердца и умы».
Аналитическая стратегия. Ее применение предполагает привлечение технических экспертов для изучения конкретной проблемы изменений. С этой целью формируется команда специалистов, включающая экспертов из ведущих отделов или внешних консультантов, работающих под строгим руководством. Результатом такого подхода является получение оптимальных с технической точки зрения решений. При этом оценка их эффективности по социальным критериям не производится.
Стратегия, ориентированная на действие, по своему содержанию близка к аналитической стратегии и отличается от нее по двум признакам:
• проблема не так точно определена;
• вовлеченные в изменения сотрудники образуют группу, на которую менеджер не оказывает сильного влияния. Такая группа апробирует целый ряд подходов к решению проблемы и учится на своих ошибках.
Также отметим целый ряд факторов, оказывающих влияние на выбор стратегии. К их числу относятся:
- темп осуществления изменений;
- степень и вид ожидаемого сопротивления;
- широта полномочий инициатора изменений;
- объем требуемой информации;
- факторы риска.
Организационные изменения без учета выбора определенной стратегии не могут привести к успешному выполнению разработанных программ, поэтому данный вопрос очень важен для руководства компании, планирующего изменить организационную систему фирмы.