Объекты экскурсионного показа в качестве ресурсов.

Экскурсия по своей сути является специфическим туристским продуктом, от которого отличается по продолжительности (не более 24 часов, т.е. не предполагает ночлегов). Экскурсионная услуга – это специфический турпродукт, состоящий из до коммуникационной, технической части (изучение экскурсионного рынка, разработка, продвижение, реализация экскурсий, подготовка экскурсоводов) и демонстрационной части (работа экскурсовода на маршруте с группой). Экскурсионная услуга имеет все свойства, характерные для турпродукта: неосязаема, неотделима от источника, объектов показа и потребителя, не сохраняема, обладает непостоянством качества; технология создания экскурсионной услуги и потребления разорваны во времени.

Для создания любой экскурсии необходимы объекты показа, которые и являются экскурсионными ресурсами и которые относятся к IV группе ресурсов, предложенной нами классификации.

Экскурсия фактически представляет одну из сфер познания окружающего мира, ее основа – краеведение. По мнению ряда ученых, краеведение является наукой, составляющей частью рекреационной географии. В свою очередь, в структуре краеведения можно выделить:

- историческое краеведение;

- литературное, искусствоведческое;

- природоведение;

- экономические.

Тематические экскурсии подразделяются на две большие группы:

- многоплановые тематические;

- одноплановые тематические.

Исторические:

- археологические;

- историко-краеведческие;

- этнографические;

- этнические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- историко-биографические.

Искусствоведческие:

- историко-театральные;

- историко-музыкальные;

- по местам народных промыслов;

- по местам творческой деятельности писателей и художников, музыкантов, политических деятелей;

- с посещением музеев, театров, кинотеатров и выставочных залов.

Литературные:

- литературно-художественные;

- литературно-исторические;

- литературно-биографические;

- поэтико-текстовые.

Архитектурные:

- с посещением мемориальных комплексов;

- скульптурных памятников;

- некрополей;

- произведений декоративно-прикладного искусства;

- историко-архитектурные;

- по местам жизни и работы великих архитекторов;

- по местам новостроек с посещением мастерских архитекторов.

Производственные:

- профессиональное ориентирование (техническое, историческое, экономическое, архитектурное);

- с посещением мастерских, автопредприятий, туристских учреждений, гостиниц, электростанций, соляных копий, винодельческих заводов, табачных фабрик и т. д.

Группа четвертая. Ресурсы, необходимые для существования и функционирования самого предприятия. Среди них: технические, пространственные, информационные, финансовые ресурсы организационной культуры [195].

Технические ресурсы –здания, сооружения, оборудование, инвентарь, материалы, сырье. В туристской практике фирмы-туроператоры используют офисные помещения, расположенные, как правило, в центре городов. На одном из этапов экономической зрелости туроператоры расширяют и укрепляют свою материальную базу, т.е. приобретают автобусы, корпуса гостиниц. При создании, например, сувенирной продукции (сопутствующие услуги), приобретается сырье, мастерские и т.п.

Кадровые –квалифицированные работники, способные выполнить поставленные цели и задачи и адаптироваться к изменениям.

Пространственные –условия труда внутри помещений, пригодные для выполнения необходимых работ (отопление, освещение, вентиляция, чистота, достаточная площадь, наличие коммуникаций, возможность расширения и так далее). Для туроператоров, кроме перечисленных параметров, важна деловая обстановка, наличие уютного помещения для приема и обслуживания туристов.

Информационные –необходимая информация о предприятии и его структуре, целях и задачах, внешней среде, возможность расширения информации и повышения ее достоверности.

Финансовые –наличие необходимых активов, возможность открытия кредитных линий, обеспечение ликвидности.