Югославия.
Еще в годы второй мировой войны, 30 ноября 1943 г. на Антифашистском вече Югославии, решен вопрос о будущем государственном устройстве – федерация равноправных народов. 29 ноября 1945 г. учредительная скупщина ликвидировала монархию. И провозгласила создание Югославской федеративной народной республики[1].
Послевоенной развитие Югославии было очень противоречивым и сложным. Сначала Югославия тесно сотрудничала с СССР, получала большую помощь, но с лета 1947 г. отношения резко осложнились, а затем стали враждебными. Причины:
1. Югославия без согласования с СССР решила разместить свои в/с в Албании, куда они были переведены.
2. Посол СССР в Югославии Лаврентьев убедил советское руководство в том, что руководство Югославии без уважения и почтения относится к руководству СССР.
3. Советское руководство считало, что Тито и его окружение слишком подчеркивали особенности местных условий, которые не дают применять в Югославии опыт СССР.
4. 27 сентября 1947 г. Тито на Втором конгрессе народного фронта Югославии ни словом не обмолвился о роли СССР в годы войны.
Тито и югославское руководство потеряли доверие советской стороны. Напряженная ситуация, возникшая в результате этих обстоятельств, ухудшилась, когда Югославия не желала принимать сталинскую военную доктрин, в которой третья мировая война признавалась неизбежной, а главным противником назывались США и Великобритания.
В декабре 1947 г., без согласования с СССР, Югославия подписала договор о взаимопомощи с Болгарией. Сталин был взбешен и югославскому правительству было заявлено, что у советского правительства есть серьезные разногласия с югославским по вопросам внешней политике.
В марте 1948 г. Тито провел секретное заседание ЦК КПЮ на котором заявил, что в действиях СССР появляется великодержавный шовинизм, Югославия не собирается подчиняться указаниям из Москвы, Югославия будет поступать так, как считает нужным и развиваться своим путем.
9 марта 1948 г. Тито запретил передавать СССР сведения о положении в экономике Югославии. Сталин отозвал советских специалистов и советников[2]. После этого между СССР и Югославией началась переписка с взаимными обвинениями.
К концу 1949 г. отношения между Югославией и СССР почти полностью были разорваны.
28 сентября 1949 г. СССР денонсировал[3] договор о дружбе и взаимопомощи с Югославией. В ноябре 1949 г. в Будапеште на совещании руководителей компартий (информбюро) принята оскорбительная резолюция: «Югославия во власти шпионов и преступников»[4], которая была опубликована в «Правде» и во всех центральных органах компартий. Отношения с соцстранами сведены к нулю.
Это продолжалось до 1954 года. В 1954 г. Хрущев решил разобраться в ситуации, с целью чего была создана специальная комиссия, которая решила, что все обвинения были надуманными и не соответствовали истине. В результате, в 1955 г. Хрущев приехал в Югославию[5]; путь самостоятельности остался.
Югославия развивалась иначе, чем другие соцстраны. Отсутствие экономических связей с соцстранами привело к налаживанию экономических связей с капиталистическими странами. Югославия изначально проводила более либеральную политику в экономическом развитии: не было большой централизации, большая самостоятельность предприятий. В с/х не было сплошной коллективизации.
Либерализм проявлялся и во внутренней политике, свобода эмиграции. При лидирующей роли КПЮ существовали элементы политического плюрализма.
Развитие успешное, со второй половины 50-х гг., когда восстановились экономические связи с соцстранами, то Югославия выглядела лучше. Но политическое и государственное устройство страдали рядом издержек и слабостей:
ü Югославия – федеральное государство с 6 социалистическими республиками и краями[6], которые развивались неравномерно, т.к. разные условия, но все имели широкие права и полномочия. В условиях кризиса сыграло роковую роль.
ü Сильна харизматическая роль лидера – И.Б. Тито. Его авторитет столь высок, что многие вопросы решались и проводились в жизнь благодаря его авторитету.
Кризисные явления начали проявляться с конца 80-х гг. – наблюдается стагнация и упадок. В 1988 г. совокупный общественный продукт сократился на 2%, объем с/х ??%, инфляция – 250%. Это вызывало резкое падение благосостояния. Реальные доходы населения в 1987 г. сократись на 10%, в 1988 г. – упало еще на 10%. Положение в экономике сказалось на общественно-политической ситуации в стране и в начале 90-х гг. Югославия погрузилась в кровавый хаос.
Длительность и глубина кризисных явлений обусловлены объективными и субъективными причинами:
1) внутригосударственные противоречия;
2) изменения на политической карте Европы (Объединенная Германия, распад Чехословакии);
3) особенности югославской федерации (противостояние центральных и республиканских властей);
4) многонациональность страны (более 10 народов)[7];
5) многоконфессиональность[8].
Нарастание кризиса вылилось в противостояние в 1990 г. – восстановлена многопартийная система, но в сложившихся условиях это привело к легализации национальных партий, деятельность которых направлена на самоопределение республик.
В январе 1990 г. состоялся последний, XIV съезд КПЮ[9], на котором состоялась попытка сохранить государство, но сделать это не удалось. Делегации Словении и Хорватии покинули съезд – начало распада страны и начало катастрофы.
Хорватия приняла новую конституцию, ст. 140 которой легализовала выход Хорватии из состава Югославии.
Скоро противоречия переросли в военные конфликты. Наиболее кровавые события развернулись в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине. Власти Белграда попытались силой сохранить единое государство. Югославская амия в основном состояла из сербов и черногорцев и в течении 1990-1995 гг. армия была верна правительству.
Сначала военные действия развернулись в Словении в 1991 г.. весной 1992 г. – в Боснии и Герцеговине и Хорватии. Бои носили ожесточенный характер. В Боснии – 43% населения – православные, мусульмане – 38%, католики – 18%. В ходе войны – этнические чистки[10]. Боевые действия завершены осенью 1995 г. – республики обрели независимость.
На этом проблемы Югославии не закончились. С 1998 г. новый центр конфликта – край Косово в Сербии (албанцы). Край до 1989 г. пользовался широкой автономией, но в 1989 г. Сербия лишила его автономии, что вызвало в крае движение протеста. Выступления албанцев, их жестокое подавление. Жители края в 1991 г. провели референдум о независимости края («за»). Выбран президент и парламент края. Кампания гражданского неповиновения, переросшая в партизанскую войну. Против них – в/с. Началась война. Воевать тяжело – поддержка из Албании. Не имея военных резервов. Сербы проявили жестокость.
Это стало поводом для вмешательства ряда европейских государств в дела Сербии (Германия, Франция и Великобритания). Вопрос в ООН. Резолюция, требовавшая от Милошевича прекращения военных действий в Косово. Разрешения на ввод в/с резолюция не давала.
НАТО провело миротворческую операцию. Но она незаконна со всех т.з. – вопреки уставу самой организации («оборонительная»), устав ООН, устав ЕС, конституции государств и пр.
В марте авиация НАТО начала бомбить Югославию. Заявления о высокоточном оружии[11]. Убиты тысячи граждан.
В мае 1999 г. правительство Югославии подписало соглашение о выводе своих войск из Косово. Куда введены войска KFOR. Россия против, но ее туда никто не звал.
Сейчас развитие Югославии столь же противоречиво. Правительство предприняло шаги, которые воспринимаются неоднозначно[12].
Остальные республики развиваются очень неравномерно. Словения в 2002 г. доход на душу населения более $10 тысяч. Внешний долг Хорватии – $10 миллиардов.
[1] С 1963 г. – социалистическая федеративная республика Югославия.
[2] Несколько тысяч человек.
[3] Разорвал.
[4] Тито был назван английским шпионом.
[5] У трапа произнес извинение, но осадок остался.
[6] Босния и Герцеговина, Македония, Сербия (входит два края – Воеводина и Косово), Словения, Хорватия и Черногория.
[7] Сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, венгры, румыны и турки.
[8] Хорваты – католики, сербы и черногорцы – православные, албанцы – мусульмане.
[9] Союз коммунистов.
[10] Все они славяне!
[11] Посольство Китая, детские сады и больницы.
[12] Выдача президента Милошевича и ряда генералов международному суду.