Культура Руси XIV-XV веков.
Развитие русской культуры этого времени проходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые влияния, отразившиеся в культуре: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь становится центром не только объединительных процессов, но и развития культуры.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище). Эти произведения проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.
Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр «хождений» (описание путешествий ). Особенно популярно было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина - «Хождение за три моря». Это описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.
Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV веке в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. «Хронограф» является описанием всемирной истории.
В первой половине XVI века вокруг митрополита Макария собираются образованные люди, которые создали знаменитые Четьи-Минеи. Это собрание книг, наиболее читаемых на Руси: житийная литература, поучения, сказания и др. Эти книги, как правило, не носили богослужебного характера, но были связаны с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно было связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславеца. Они создали первую печатную книгу «Апостол»(1564 г.). Она была выполнена для того времени на высоком полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве - вновь возникают типографии. Реакция церкви на это была столь отрицательная, что даже в XVII веке печатная книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. В русских письменных источниках XV-XVI веков большое место занимают произведения, где авторы размышляют о судьбе России. В «Сказании о князьях Владимирских» Подчеркивалась идея о преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию 111 доказывал, что Москва - это «третий Рим»: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывати» - утверждал он.
Образцом обмирщения культурыявляются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.
Заметным памятником духовной культуры XVI века являлся «Домострой», одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV - Сильвестр. В этом произведении ставшим образцом для организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: исполнение религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Там были советы на все случаи жизни.
Интересна с точки зрения развития русского языка, а так же по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношении государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так отстаивал основной принцип деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». А Курбский представлял себе царскую власть иначе - царь отвечает не только перед богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников. Полемика двух некогда близких людей, а затем ярых противников интересна не только содержательно, но и с точки зрения развития русского языка.
Архитектура и строительное дело. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя делает возможным приступить к невиданному ранее каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского кремля. На месте деревянных укреплений Ивана Калиты возник новый белокаменный кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.
Расцвет зодчества происходит в конце XV века и связано с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов. Среди них выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен взамен обветшалому новый Успенский собор - кафедральный храм метрополитов. За образец был взят Успенский собор во Владимире, Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Они были возведены уже из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров - они были возведены позднее, в XVII веке. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Там были возведены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей - Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля - колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту -более 80 метров. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием Руси. Заложили колокольню в начале XVI века одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г. при Борисе Годунове.
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века «городовых дел мастер»Федор Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены в Смоленске (сохранились до наших дней)
Со второй половины XVI века из традиций деревянной архитектуры, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в селе Коломенском. В 1551-1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова (Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани. Шатровое церковное зодчество не могло широко распространиться, т.к. противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями.
Живопись.Во второй половине XIV - первой половине XV веков работали два великих русских XVдожника. - Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофпан, выходец из Византии, работал в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А.Рублева уникальна по своей композиции и только ему свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе - «Троица». Традиции Андрея Рублевка продолжались и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Феропонтовом монастыре в Белозерском крае). Решение Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А.Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма.
Ремесло. В XIV-XVI веках продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV века в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV века. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов. Им была отлита знаменитая Царь-пушка. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 сантиметров, длина ствола почти 5,5 метров.