Физическая культура с древнейших времен до XVIII в.
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Возникновение физических упражнений как специфической общественной деятельности происходило в период первобытного и феодального общества в разных регионах мира.
В первобытнообщинной формации выделяют две основные стадии. Первую называют ранней, а вторую – поздней первобытной общиной. В последней стадии первобытной общины выделяют три “века” – каменный, бронзовый и железный, – по целенаправленному изготовлению и использованию примитивных орудий труда первобытными людьми.
Примерно 1 млн. лет назад изменились природные условия, и начался второй этап в воспитательной деятельности древнейших людей. На этом этапе появились новые формы и методы физического воспитания, тесно связанные с охотой, использованием огня и совершенствованием орудий труда.
С наступлением бронзового века (III-II тысячелетия до н.э.) произошло первое разделение труда – отделение скотоводства от земледелия, и в развитии физической культуры определились новые направления. Третий этап первобытной физической культуры неразрывно связан с новыми формами хозяйствования – первобытным земледелием и скотоводством.
С началом использования железа в хозяйственной и военной деятельности происходит второе крупное разделение труда – ремесла и земледелия, и общественная организация вступает в стадию кризиса из-за имущественного и социального неравенства. Доклассовые формы воспитания и рабовладельческие системы физического воспитания были распространены на обширной территории России от северных до южных морей, от Балтийского моря до Берингова пролива.
Развитие российской физической культуры в средние века делят на три этапа: VI-VIII вв., IX-XI вв. и XII-XV вв., которые называют ранним феодализмом, а с XVI в. и до первой половины XVIII в. – поздним феодализмом. Период кризиса феодального способа производства – это вторая половина XVIII – середина XIX вв.
Значительную территорию Восточной и Центральной Европы занимали две ветви праславян – восточные и западные. Колонизация праславянами Балканского полуострова привела в конце V – начале VI вв. к появлению южной ветви славянства. Одно из первых племенных объединений восточных славян на рубеже V-VI вв., занимавших территорию в среднем течении Днепра и его притока – реки Роси, в византийских и сирийских источниках называют “рос”, “русы”, “росы”. В других источниках обширную территорию Евразии называют “Тартария” и “Татария” с городами для проведения смотров военно-физической подготовки молодежи.
В воспитательной системе у славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из песен, плясок, хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер.
А.А. Шахматов пишет об игрищах бужан, древлян, дреговичей, вятичей, кривичей, радимичей и других племен, которые имели большое воспитательное значение. Праздники-игрища способствовали развитию силы и выносливости, а также регламентации правил состязательных игр, таких, как: бабки, буй, взятие городка, чур, игр в мяч и других. Игрища – форма сознательной передачи общественно-исторического опыта в виде воспитания.
Подготовка к игрищу проводилась с организацией особых молений, обращенных к тому или иному верховному божеству, и нередко с жертвоприношениями. Программы “игрища межю селы” всего весенне-летнего цикла были связаны с обожествлением природы. В программах “купальных игрищ” водно-растительный культ был на первом месте. Зимой игрища проводились на высоких холмах и горках, на лесных полянах и в архаических сооружениях с комплексами мужских и женских божеств у водных источников.
В процессе игрищ “мужи старые” определяли уровень физической дееспособности, и тем, кто испытывал потребность в “самовыражении”, разрешалось иметь по две и по три жены.
Каждый народ, населявший современную территорию нашей страны, в далеком прошлом имел свои, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом самобытные формы физического воспитания. Например, у народов Крайнего Севера и Дальнего Востока физическое воспитание было массовым. Нередко по качественному исполнению упражнений на силу, быстроту и ловкость выбирали гражданского и военного вождя. Во время племенных сборов обязательно проводились игры между фратриями, разнообразные прыжки, стрельба из лука и борьба.
Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Крещение народа, официально начавшееся в 988 г. в Киеве, стало происходить во всех городах. Наибольшее количество церквей было в Киеве и Новгороде.
Русская православная церковь выступала против народных игрищ и всех других физических упражнений. Свод церковных постановлений “Стоглав” (1551) и книга житейских и моральных правил “Домострой” (1580) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Религия, являясь орудием угнетения народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения греховным делом.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковь, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав. Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.