Идеологический пиар в США

Начиная со времен «великой депрессии» конца двадцатых — начала тридцатых годов прошлого века амери­канцы полюбили смотреть художественные фильмы о «сбывшейся мечте». В этих фильмах простой, не очень богатый американец своим трудом, умом и обаянием достигал всего, о чем можно только мечтать. Голливуд штамповал бесконечные истории о приключениях Зо­лушки на современный лад. Еще не была преодолена депрессия, еще бродили по стране толпы безработ­ных, а у Америки уже появилась МЕЧТА.

Движущиеся картинки создали государственную иде­ологию. Реформы Ф.Д. Рузвельта — это только реакция власти на потребности общества. Потребность была и до великого президента. Он ее чутко уловил.

Во время Второй мировой войны американцы поняли значение кинохроники как средства управления массовым сознанием. Замелькали кадры фашистских зверств и американских побед. Многие американцы были уже в 50-е годы (да и теперь) уверены, что ту войну выиграли США.

Первым американским политиком, которого, мож­но сказать, сделал кино-пиар, был второй послевоен­ный президент США Дуайт Эйзенхауэр. Его видели на экранах кинотеатров, его знали, ему верили.

А потом появился телевизор. Картинки, снабжен­ные профессиональным комментарием, вошли в каж­дый дом. Зачем нужны газеты? Все, что происходит в стране, не только покажут по телевизору, но еще рас­скажут, как это было.

Эпоха телевидения одновременно стала эпохой по­литического пиара, в котором преуспели американцы. Они транслировали заседания сенатских комиссий и выступления конгрессменов. Граждане США уже зна­ли своих политиков в лицо.

Правильно смонтированная картинка могла сделать политика из никого. Бывало и наоборот. В начале 60-х телевизионщики буквально уничтожили кандидата на пост президента США Р. Никсона. По какому-то стран­ному совпадению во всех политических программах гу­стые брови Никсона производили впечатление физи­ческого уродства.

Народ отдал свои голоса за телегеничного Дж. Кен­неди, хотя у того было два огромных недостатка: его семья имела связи с одной из организованных пре­ступных групп, и он был католиком.

Для претендентов на высшие выборные посты закоНом были введены обязательные теледебаты. Можно было провести идеальную выборную кампанию, но проигравший теледебаты проигрывал и выборы.

 

К безусловным успехам американского пиара мож­но отнести воспитание чувства патриотизма. Проявле­ния у американцев этого чувства многообразны.

Президента уважают даже те избиратели, которые на выборах были его противниками. Чужестранцу не­позволительно ругать то, что сами американцы кроют почем зря (например, «Макдональдсы»). Неуважительное отношение даже к рядовому документу, принятому госу­дарственным органом, встречает общественное осужде­ние и может преследоваться в уголовном порядке. Так произошло с американским шахматным гением Бобби Фишером. Ему пришлось скрываться многие годы от аме­риканского правосудия (пока его не задержали в японс­ком аэропорту) за то, что он перед телекамерами плю­нул на решение Госдепартамента США, рекомендовавшее ему воздержаться от матча с Б. Спасским на террито­рии Югославии, которой США объявили экономическую блокаду.

Гражданские чувства американцев оказались эффек­тивной мишенью воздействия на них со стороны пра­вительства, обратившегося во время нефтяного кризи­са 70-х годов с просьбой сократить потребление горючего, для чего ездить преимущественно по 3—4 че­ловека в машине. Подействовало.