Идеологический пиар в США
Начиная со времен «великой депрессии» конца двадцатых — начала тридцатых годов прошлого века американцы полюбили смотреть художественные фильмы о «сбывшейся мечте». В этих фильмах простой, не очень богатый американец своим трудом, умом и обаянием достигал всего, о чем можно только мечтать. Голливуд штамповал бесконечные истории о приключениях Золушки на современный лад. Еще не была преодолена депрессия, еще бродили по стране толпы безработных, а у Америки уже появилась МЕЧТА.
Движущиеся картинки создали государственную идеологию. Реформы Ф.Д. Рузвельта — это только реакция власти на потребности общества. Потребность была и до великого президента. Он ее чутко уловил.
Во время Второй мировой войны американцы поняли значение кинохроники как средства управления массовым сознанием. Замелькали кадры фашистских зверств и американских побед. Многие американцы были уже в 50-е годы (да и теперь) уверены, что ту войну выиграли США.
Первым американским политиком, которого, можно сказать, сделал кино-пиар, был второй послевоенный президент США Дуайт Эйзенхауэр. Его видели на экранах кинотеатров, его знали, ему верили.
А потом появился телевизор. Картинки, снабженные профессиональным комментарием, вошли в каждый дом. Зачем нужны газеты? Все, что происходит в стране, не только покажут по телевизору, но еще расскажут, как это было.
Эпоха телевидения одновременно стала эпохой политического пиара, в котором преуспели американцы. Они транслировали заседания сенатских комиссий и выступления конгрессменов. Граждане США уже знали своих политиков в лицо.
Правильно смонтированная картинка могла сделать политика из никого. Бывало и наоборот. В начале 60-х телевизионщики буквально уничтожили кандидата на пост президента США Р. Никсона. По какому-то странному совпадению во всех политических программах густые брови Никсона производили впечатление физического уродства.
Народ отдал свои голоса за телегеничного Дж. Кеннеди, хотя у того было два огромных недостатка: его семья имела связи с одной из организованных преступных групп, и он был католиком.
Для претендентов на высшие выборные посты закоНом были введены обязательные теледебаты. Можно было провести идеальную выборную кампанию, но проигравший теледебаты проигрывал и выборы.
К безусловным успехам американского пиара можно отнести воспитание чувства патриотизма. Проявления у американцев этого чувства многообразны.
Президента уважают даже те избиратели, которые на выборах были его противниками. Чужестранцу непозволительно ругать то, что сами американцы кроют почем зря (например, «Макдональдсы»). Неуважительное отношение даже к рядовому документу, принятому государственным органом, встречает общественное осуждение и может преследоваться в уголовном порядке. Так произошло с американским шахматным гением Бобби Фишером. Ему пришлось скрываться многие годы от американского правосудия (пока его не задержали в японском аэропорту) за то, что он перед телекамерами плюнул на решение Госдепартамента США, рекомендовавшее ему воздержаться от матча с Б. Спасским на территории Югославии, которой США объявили экономическую блокаду.
Гражданские чувства американцев оказались эффективной мишенью воздействия на них со стороны правительства, обратившегося во время нефтяного кризиса 70-х годов с просьбой сократить потребление горючего, для чего ездить преимущественно по 3—4 человека в машине. Подействовало.