Технико-экономические изыскания.
План
Тема 4. Образование русского централизованного государства
- Формирование политико-административной системы.
- Социально-экономическое развитие.
- Юридический статус крестьян-земледельцев.
1. Этап завершения политического объединения русских земель вокруг Москвы, их освобождения от ордынского владычества и одновременно формирования государственного аппарата великокняжеской власти приходится на 1462-1533 гг. Этот период охватывает правление великих московских князей Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) – когда произошло оформление Московского государства. При Иване III, ставшим соправителем еще при жизни отца В. Темного, продолжилось собирание земель под руку Москвы. Отличаясь умом и большой силой воли, этот великий Московский князь присоединил Ярославль (1463), Ростов (1474), Тверь (1485), Вятку (1489), ликвидировал независимость «Господина Великого Новгорода», сначала осадив и взяв город в 1471 и 78 г., а затем постепенно конфисковав земли новгородского боярства и переселив их владельцев в центральные районы. Вхождение Новгорода увеличило территорию Московского государства почти в два раза.
С 1470-х гг. И. III прекратил выплачивать дань Орде. А в 1480 г. бескровно закончилось противостояние русских и ордынских войск у одного из притоков Оки – «стояние на Угре», обозначив окончательное освобождение Руси от вассальной ордынской зависимости.
Иван явился фактическим создателем Московского государства. Именно он заложил основы российского самодержавия, не только значительно расширив территорию страны (помимо русских в ее состав вошли и другие народности – мари, мордва, коми, печора, карелы и др.), но также укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысив международный престиж Москвы.
Падение Константинополя под ударами турок в 1453 г. и женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Пилеолог в 1472 позволили великому московскому князю провозгласить себя преемником византийских императоров, а Москву столицей всего православного мира. Это нашло отражение в концепции «Москва – третий Рим», сформулированной в начале XVI в. Московское государство при Иване III принимает государственный герб – 2-х главного орла, а сам великий князь в 1485 г. принимает титул великого государя всея Руси. В некоторых документах его начали именовать «царем».
Смысл терминов «царь» и «самодержец» был двойственным. С одной стороны, под ним разумели правителя, самостоятельного и независимого ни от татарского хана, ни от кого-либо другого, а с другой монарха обладающего всей полнотой политической власти, государственными полномочиями, не допускающими разделения этой власти с какими-либо иными внутренними политическими силами. В исторических условиях конца XV - начала XVI вв. такая власть могла быть только неограниченной. Ее нередко сравнивают с деспотической властью восточных владык. Но Иван едва ли целиком копировал здесь татарских ханов, хотя элементы подражания, возможно, имели место. Власть Великого Московского князя сложилась под воздействием национальных политических условий Руси, а отнюдь не была привнесена извне. Стремясь возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью, Иван III последовательно формировал многоступенчатую систему служилых сословий. Бояре, присягая на верность великому князю, заверяли свою верность особыми «клятвенными грамотами». Московский государь мог налагать опалы, удалять с государственной службы, конфисковывать вотчины. «Отъезд» князей и бояр из Москвы рассматривался как государственная измена, они теряли право на владение своими вотчинами.
При Иване III вводилась поместная система - дарование служилым людям (дворянам) во владение на правах ненаследуемой личной собственности свободных земель (поместий) за несение военной или гражданской службы. Т.о., в Московском государстве сложилось помимо удельного и боярского, три системы землевладения: государственная, включавшая дворцовый великокняжеский удел, церковно-монастырская и поместная.
Постепенно усложнялись функции государственного управления. Появились должности казенного дьяка – руководителя Казенного двора и подъячих, ведавших делопроизводством. С конца XV в. Оформляется Боярская дума – высший государственный консультативный орган при государе. В Думу помимо московских бояр входили также бывшие удельные князья.
В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов – Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок ведения следствия и суда. Законодательное ограничение холатства в городах увеличивало количество налогоплательщиков («тяглецов») среди городского населения.
Объединенные Москвой русские земли переживали подъем не только в сфере государственного устройства. Русскую культуру этого периода оценивают в современной литературе как «Русское возрождение».
В XVI в. продолжился рост территории московского государства. После победы над Литвой в 1503 г. к нему отошли земли по верхнему течению Оки, берегам рек Десны, Сож и Днепра. Всего в состав Московского государства вошло 25 городов и 70 валостей. В 1510 г. была ликвидирована самостоятельность Пскова, а в 1514 г. после очередной войны с Литвой к Москве отошел Смоленск. Наконец в 1521 г. прекратило свое существование Рязанское княжество. Таким образом, территория страны увеличилась настолько, что она превратилась в крупнейшую державу Европы. С конца XV века окрепшая «Московия», как прежде ее называли иностранцы, стала именоваться Россией.
Создавая систему централизованных государственных учреждений, Иван III указал направление строительства российской государственности на десятки и сотни лет вперед. Утверждая централизованное правление, князь Иван, в тоже время не подавлял местных миров. Напротив, он понимал огромную важность идущих из старины традиций общинного самоуправления и потому законодательно содействовал укреплению земских начал общественной жизни. Примером здесь может служить Белозерская уставная грамота 1488г. Существенное внимание грамота уделяет посадским людям, поощряя их торговую деятельность. По стопам своего деда Ивана III шел И.В. Грозный, осуществляя губную и земскую реформы. Вопрос о центральной власти и местном самоуправлении станет одним из главных в последующей истории России. Особую значимость он приобретает сейчас. Как разрешить его? Из глубины веков И. III подает нам пример гибкого взаимодействия централизованной, автократической власти и местного самоуправления. Собранная государем сильная централизованная власть, опирающаяся на самодеятельные местные союзы, составляет своеобразие русской истории. Ослабление того или другого всегда было чревато неустройствами и потрясениями, конечным распадом страны. (Современное состояние России как нельзя лучше подтверждает эту мысль).
В XVI в. неуклонно идет процесс усложнения политической структуры Российского государства. К политической элите принадлежали удельные князья (братья великого князя), служилые князья (те, кто перешел на службу Москве, сохранив власть в своих владениях), старое московское боярство и дворянство вновь присоединенных княжеств.
Основой централизации государственной власти становилось дворянство первоначально входившее в Государев двор (всего около 4 тысяч человек), и несшее при государе военную, административную и дипломатическую службу, за которую получали жалованье деньгами или поместьем. Великий князь Московский был заинтересован в том, чтобы землю за службу получали из его рук. И если в начале XVI в. поместья как условные держания приближались к вотчине, то в конце века вотчина стала ближе к поместью.
С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили военными, иностранными, финансовыми, судебными и другими делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомства «столы», которые управлялись дьяками. Позже они развились в приказную систему, которая была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы неразрывности судебной и административной власти.
Страна делилась на уезды, волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях – волостелям. Эти должности назывались кормлениями (содержание управителей состоящих из «кормов» от населения и пошлин).
На протяжении XVI века Российское централизованное государство складывалось в форме самодержавной монархии с сословным представительством. Окончательно сформировались основные сословия: аристократия, дворянство духовенство (белое и черное), крестьянство и посадские люди.
В конце XV – первой половине XVI в. в стране установилась самодержавная монархия, великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Это полновластие таило в себе разные варианты развития в рамках формирующегося централизованного государства, оставался открытым вопрос, к какому типу склонится власть – к авторитарному или деспотическому.
В то время Русская монархия была одним из результатов попытки построения государства не на юридических, не на экономических, а на чисто моральных основах, связанных с европейской монархией. Ее объединяет только общность внешней формы.
2. Кардинальные перемены, связанные с формированием и становлением единого государства, затронули все сферы общества. Происходили изменения в социальной и политической сферах, характере взаимоотношений московского государя с подданными, появлялись новые органы власти, были заметны важные сдвиги в хозяйственной жизни.
Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV в. была вотчина – княжеская, боярская, церковная. Однако даже во 2-ой половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые черные земли, для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землей, а также выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Большие массивы черных земель находились в северных районах страны, куда еще только начинало проникать феодальное землевладение.
Источники упоминают разнообразные типы поселений земледельцев – села, слободы, деревни, починки, что косвенно свидетельствует о достаточно интенсивном процессе колонизации. Бесстрашная крестьянская деревушка перешагнула Оку, объявилась в Приуралье. Поселения не отмечались дворностью: та же деревушка имела в среднем 3-7 дворов, починок (от глагола «почать», т.е. начать – лингвистическое свидетельство процесса колонизации, подъема нови) – 1-3 двора. Однако плотность расселения была выше в сравнении с последующим временем. Характерно и то, что средний крестьянский надел, колебавшийся в зависимости от районов, состава семьи земледельца и т.д., был также больше чем в последующие века. Иными сл-ми в распоряжении земледельца оказались большие пашни и покосы. Это создавало благоприятные условия для роста крестьянского хозяйства. В хозяйственный оборот включались пустующие земли, шло энергичное наступление пашни на лес, не прекращалось внешняя и внутренняя колонизация. В истории страны вторая половина XV – первая половины XVI в. стали временем, «великих расчисток», что свидетельствовало о несомненном экономическом подъеме. В контексте политического и экономического развития видна связь первого со вторым: хозяйственные успехи – прямое следствие образования единого государства, достижения известной безопасности жизни.
В исторической литературе это время характеризуются как «золотой век русской пашни».
Главная фигура на селе – земледелец, крестьянин. В XV – XVI вв. этот термин стал применяться к самым разным группам сельского населения. Роднившими свойствами служили тесная связь крестьянина с землей и земледельческим трудом: принадлежность к общине; обладание наделом, это подразумевало с одной стороны, закрепление за крестьянином целого круга неоспоримых владельческих прав, с другой – обязательное выполнение повинностей перед государством и феодалом.
3. Документы подтверждают широкую правостность крестьянина. Не только в государственном но и в вотчинном суде, он мог выступать как субъект права. В Судебнике 1497 г. крестьяне фигурируют в роли свидетелей истцов, ответчиков, участвуют, особенно в черных волостях в качестве судных мужей («целовальников») суде представителей местной власти, наместников и волостелей. Показатель статуса земледельца – его право и обязанность отвечать по гражданским и уголовным делам самому, своим имуществом.
С созданием единого государства служба великому князю становится главной обязанностью бояр и вольных слуг. Служба обеспечивалась владением земель. Но земля, лишенная рабочих рук, представляла лишь потенциальную ценность. Привлечение крестьян приобретает общегосударственный характер, Судебник 1497 г. разрешил крестьянские переходы только в осенний Юрьев день.
Введение Юрьева дня, как единственного времени для перехода крестьян от одного землевладельца к другому, многие историки считают важным моментом в становлении крепостного права. (Следовательно, Иван III может претендовать на роль кузнеца, сковавшего первое звено той «цепи великой», на которой вплоть до 1861 г. самодержавное государство держало большую часть русского государства). Впрочем, некоторые историки (Фроянов, Алексеев, Сахаров, Павленко) видят в решении Ивана III лишь упорядочение уже существующих в русских землях различных временных ограничений для крестьянского перехода: «Новизна» Судебника, только в том, что вместо разных сроков в разных местностях он устанавливал единый срок для всей Русской земли. Это не усиление закрепощения. Это еще одно подтверждение достигнутого политического единства страны. (Т.е. раз существует одна страна, то в ней должен действовать единый для всех порядок).
В то время данная норма отвечала интересам и крестьян, и землевладельцев, и великого князя. Крестьяне получили законодательное подтверждение, что они имеют возможность свободного передвижения, землевладельцы гарантии того, что их работники не сбегут до окончания сельскохозяйственного сезона, а великий князь – того, что будет уплачена пошлина с урожая.
Закон, исходя из государственных интересов, упрочил положение полноценных тяглонадельных крестьян, наделяя их целым комплексом личных и имущественных прав.
Основная идея Судебника – приоритет общего над частным, государственных интересов над партикулярными. Этот принцип последовательно выдерживается во всех статьях памятника – посвященных как административным, так и социальным вопросам. Приоритет общего над частным, который квалифицируется некоторыми исследователями как показатель бесправия, есть на самом деле естественное следствие и необходимое условие функционирования единого государства как целостного организма, призванного фактически обеспечить жизнь, имущество и интересы подданных государства, которое воспринималось как всеземская община (одна большая семья). Не «закрепощение сословий», а регламентация их прав и обязанностей во имя общего интереса – в этом суть сословной политики Русского государства.
В Судебнике отчетливо проявилось то качество государства, которое долгое время недооценивалось нашей наукой, поглощенной идеями классовой борьбы и государства как орудия угнетения в руках господствующего класса. В настоящее время все большее место получает понимание того, что государство – это прежде всего инструмент интеграции общества, т.е. носитель и защитник общенациональных, а не групповых (социальных, классовых) интересов. Только такое качество обеспечивает государству прочность и долговечность, а подданным – мир и защиту как от внешнего врага, так и от преступных элементов в самом обществе.
Т.о., нет оснований утверждать, что в результате формирования единого Российского государства резко ухудшилось юридическое положение земледельцев.
Много внимания Иван III уделял развитию внешней торговли, борьбе с эпидемиями и проникновением болезней из-за рубежа. Кремль при нем приобретает вид, сохранившийся до 1929 г. В целях борьбы с пьянством он ввел государственную монополию на торговлю алкогольными напитками. Также он провел реформу календаря. С 1492 г. (7000 г. от Сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.
Важнейшим условием своевременного исполнения распоряжений центральной власти было наличие развитой сети дорог. Возможность быстрого и безопасного передвижения по дорогам – один из признаков сильного государства. Этого же требуют интересы торговли. При Иване великом в Московском государстве имелась четко действовавшая система ямской гоньбы, заимствованная русскими у Золотой Орды. В завещании Иван велит сыновьям сохранять ее.
Подводя итог, следует отметить, что Иван III положил начало российскому самодержавному государственному порядку, существующему в различных вариантах и с различными отклонениями (от деспотизма Ивана IV (Грозного) периода опричнины до абсолютизма Петра I – Екатерины II) фактически вплоть до Февральской революции 1917 г. С этой точки зрения Ивана III можно рассматривать как государственного деятеля, запрограммировавшего политическое развитие России на многие столетия.