Основные положения и решаемые задачи
Введение.
Тема. Субъектная организация литературного произведения
23.05.2012.
Лекция 14.
Тема. Анализ произведения
16.05.2012.
Лекция 13.
Письменно выполните задание: проанализировать сюжетостроение пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», используя данный план:
-фабула;
-отличие фабулы от сюжета;
-основные коллизии, которые определяют развитие действия (представить парами героев);
-коллизия, перерастающая в конфликт;
-ведущая сюжетная линия;
- значение остальных линий для раскрытия главной;
-схема событий для каждой сюжетной линии, основные элементы композиции сюжета;
-с какой целью автор развивает несколько сюжетных линий, в какие моменты они пересекаются и почему;
-бродячие сюжетные линии;
-мотивы;
-композиционные приемы;
-хронотоп.
1. Определите значение и функции понятий в литературе и журналистике (метод сравнительно-сопоставительный): хронотоп, портрет, пейзаж, сюжет, фабула,заголовок.
2. Читая пособие Б. О. Кормана «Изучение текста художественного произведения». М., 1971. С. 20-50, законспектируйте основные положения, раскрывающие:
-типы субъектов речи;
-«гибридные» формы совмещения сознания героев и текста основного субъекта речи;
-соотношение субъектов речи и авторской позиции.
3. Дайте определение понятиям:
-автор, - аллюзия, - безличное повествование, - замещенная прямая речь, - интертекст, - личное повествование, - личный повествователь, - несобственно-прямая речь, объект речи, - пародия, - повествователь, - разноречие, - рассказчик, - реминисценция, - сказ, - содержательно-субъектная организация, - стилизация, - субъект речи, - субъектная организация
Учебные вопросы (основная часть):
1. Основные положения и решаемые задачи.
2. Системотехника и системотехническое проектирование.
Литература:
Основная:
1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций: Учебник для вузов по специальности АСОИУ. – М.: Высшая школа, 1996. – 335с. (Рек.МО)
Дополнительная:
1. Лебедев О.Т., Язвенко С.А. Основы системного анализа. Учебное пособие. –Ст.Пб.: Государственная инженерно-экономическая академия, 2000. –110с.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Наглядные пособия: электронный конспект лекций
2. Технические средства обучения: интерактивная доска
Теория систем исходит из представления о системах как материальных объектах произвольной природы, организующих и регулирующих определенный процесс, который, в свою очередь, является последовательностью упорядоченных во времени реальных событий. Идея организованности и упорядоченности отражается в понятии «система» при всех возможных его интерпретациях, поэтому нет ничего необычного в предложениях рассматривать системные вопросы с позиций исследования процессов. Естественно, речь должна идти о причинно-следственных связях между событиями (явлениями), образующими процесс, и приемлемых способах их описания, составляющих основу теории.
Таким образом, признается тот факт, что ни одно реальное событие (явление) не возникает самопроизвольно и ему всегда предшествует другое реальное событие, не проходящее бесследно, и одно событие (явление), реализовавшееся в момент t=tp, не должно зависеть от того, какие события произойдут в моменты t>tp. Наконец, то обстоятельство, что в данный момент реализовалось данное событие, а не какое-то другое, свидетельствует о предопределенности событий. Использование этих постулатов позволяет различать процессы-причины, связанные с понятием входа системы, и процессы-следствия, отождествляемые с понятием входа системы, и процессы-следствия, отождествляемые с понятием ее выхода.
Очевидно, в любой системе, построенной и действующей целенаправленно, должна существовать зависимость между процессами на входе и выходе, а также механизмы, устанавливающие и реализующие эту зависимость. Если признать, что выход системы в момент t определяется предысторией процесса – входа до момента t (длительность или глубина этой предыстории может быть различной), то приходится согласовываться с тем, что системе присуще некоторое внутренне свойство (особенность, характеристика), непосредственно влияющее на вход-выходные соответствия и называемое ее состоянием.
Понятие состояния является одним из центральных в теории систем и привлекает интерес не только в силу своей значимости, но и по причине некоторой неопределенности. С одной стороны, это понятие широко используется на практике, а с другой — остается открытым вопрос о прямых наблюдениях и измерениях состояний. Можно наблюдать процессы входа и выхода, воздействовать через них на систему, однако нельзя представить физически состояния, так как они имеют отношение лишь к законам, согласно которым формируется процесс на выходе системы при тех или иных вариациях процесса на ее входе. Осознать этот факт нетрудно, хотя здесь могут возникнуть сложности психологического характера, поэтому специалисты-разработчики конкретных систем (в частности, АСО-ИП) допускают несколько иное, расширенное толкование обсуждаемых понятий, в большей степени приспособленное к практическим нуждам. Правомерность такого подхода подтверждена опытом и не вызывает каких-либо затруднений.
Итак, в каждый момент времени t система характеризуется оделенным состоянием, порождающим соответствующее значение выхода, отнесенное к моменту t + Δt, Δt, >0. В этом утверждении отражен еще один постулат теории систем, дополняющий сказанное выше о причинно-следственных связях. Если принять во внимание и тезис «состояние в момент t зависит от всего того, что происходило на входе системы до момента t», то станет ясно, почему в теории систем «состояние» как первичное понятие не вводится. В нем лишь отражаются в интегрированном виде все причины, реализовавшиеся в прошлом и определившие настоящее данной системы. Тем не менее, можно говорить о множествах состоянии, свойствах этих множеств, желательности определения или описания их элементов и т. д. В теории систем используются такие понятия, как отражение выхода» и «переходное отображение». Выше было замечено, что существует связь между состоянием системы и ее выходом. Характер этой связи, выраженный в свойствах отображения множества состояний в множество значений выхода, называется отображением выхода v. Точно так же взаимозависимости входа и состояния определяет закон, согласно которому система находившаяся в состоянии q1. и подвергшаяся известному входному воздействию, перейдет за время Δt в состояние q2. Этот закон представляет собой переходное отображение (p).
Знание множества состояний системы и особенностей рассматриваемых отображений позволяет ответить на вопросы; как поведет себя система в тех или иных условиях? как ставится задача о предсказании поведения системы? как можно решить задачу обеспечения заданного поведения? В итоге основной целью системного исследования становится синтез систем с заданным поведением, что открывает путь к совершенствованию методов управления движущимися объектами, робототехническими комплексами, технологическими процессами различной природы. Достижение указанной цели требует решения ряда научных проблем, в основном математических, что активно занимается теория систем. Эти проблемы, естественно, связаны с определением множества состояний {q}, отображений p, присущих конкретной системе, и анализом их свойств.
Если {q}, v, p так или иначе, определены, то тем самым установлены зависимости между входами и выходами системы. В этом случае говорят, что она идентифицирована. С проблемой идентификации тесно связана проблема представления систем, заключающаяся в поиске возможной формы отображений p v. Далее стремление оценить состояние системы по наблюдаемым и сопоставляемым входам и выходам выливается в проблему наблюдаемости, формально сводящуюся к установлению свойств p, v и называемую иногда диагностической проблемой.
Из положения о том, что входные воздействия на систему называют смену ее состояний, влияющих, в свою очередь, на выходные реакции, вытекает проблема управляемости. Если предположить возможность целенаправленного выбора указанных воздействий, то при определенных свойствах отображения p будут получены надлежащие значения выхода (т. е. осуществится управление) Следовательно, зная свойства p, можно установить, является ли данная система управляемой. Если же контролировать или специально организовывать входы не удается, и они носят произвольный характер, то возникает проблема устойчивости, смысл которой состоит в том, выполнит ли исследуемая (создаваемая) система свои функции в условиях непредсказуемых воздействий (возмущений).
Круг проблем, перечисленных выше, достаточно широк, и их решение требует значительных усилий. Для этого привлекаются разнообразные средства — аналитические, вычислительные, экспериментальные, использование которых приводит к синтезу оптимальных в том или ином смысле систем, реализующих эффективные законы управления, обладающих необходимыми запасами устойчивости, способных адаптироваться к внешними условиям и т.п. В этом состоит значение рассматриваемой теории, развитие которой вносит существенный вклад в системный анализ.